Школьная пора – солидный период жизни, который остаётся в памяти навсегда. Одиннадцать лет мы проводим в коллективе, который в дальнейшем определит характер, взгляды, стремления, степень уверенности в себе, станет билетом в большую жизнь.
Так от кого же зависит, чтобы этот билет не выглядел, как клочок штампованной бумаги, имеющей свою цену, не зависящую от уровня полученных знаний? Хочу обратиться как раз к тем самым, руководящим органам с несколькими предложениями. Уверена, что имею право, как лицо особо заинтересованное:
Для начала просто интересно, проводят ли настоящий мониторинг, чтобы узнать взгляды учащихся, их интересы, услышать предложения не родителей, а тех, кого пытаются воспитывать люди, порой не имеющие права находиться рядом с детьми?
Об этом регулярно кричать интернет-сайты, но каждый случай почему-то вышестоящие органы предпочитают рассматривать, как случайности, хотя, судя по тенденции, они давно уже закономерность.
Это и учителя, а порой и директора школ, оскорбляющие учеников, позволяющие себе ненормативную лексику, поднимающие руку на детей, больше напоминающие торговок на рынке, но никак не педагогов, людей уважаемых. Объяснение: «Сейчас такие дети». Неужели это так? Но ведь есть педагоги, которые с этими детьми умеют находить общий язык. Может стоит проверять педагогов в деле?
При этом, любое возмущение со стороны родителей, выступление в защиту ученика расценивается как попытка принизить авторитет учителя. А разве можно опустить ниже плинтуса то, чего нет? Ведь авторитет не сам собой появляется, его надо заработать. Или авторитет автоматически вкладывается в диплом? То есть – вкладыш?
Не даром, для большинства ребят начало нового учебного года, хотя и объявлено праздником, но ощущается таковым разве что в начальных классах. О чём говорить, если сами учителя его не ждут, а скорее мечтают о продлении каникул или очередном карантине. И даже не скрывают этого, что не особо вдохновляет.
И еще, я не специалист, но ощущение, что вал информации, которую обрушивают на нас в школе, выглядит как-то бессистемно. Нет, понятно, что идет подготовка к поступлению в ВУЗ, необходимо общее представление о мире, в котором предстоит жить, но разве можно за несколько минут перемены переключится с литературы на математику или наоборот? Разве это не полярные предметы?
Далеко не каждый сможет адаптировать мозг с лету, особенно, если ты по природе исключительно техник, или только гуманитарий. Чего стоят одни только синусы и косинусы (тригонометрия уже в девятом классе!), а следом — изучение «Мастера и Маргариты» за один урок. И что мы там можем изучить за такой странный срок – 45 минут? Как поется в «Песенке первоклассника»:
«Нагружать все больше нас стали почему-то,
Нынче в школе первый класс вроде института.
Нам учитель задаёт с иксами задачи,
Кандидат наук — и тот над задачей плачет»
Примерно так это и выглядит. Обилие информации по самым разным предметам, и каждая должна уложиться за один урок. В остальном — домашняя работа вам в помощь.
В крайнем случае, если с каким-либо предметом совсем плохо, родители нанимают репетитора. Нередко – того же самого педагога, что не смог объяснить тему в школе. Любопытная картинка складывается: в школе, бесплатно не получается, а деньги творят чудеса – все становится ясно и просто как апельсин.
Вернемся к занятиям. Представим теперь, что первый урок – физкультура и после него школьники взмокшие, уставшие, разгорячённые идут в класс, садятся за парты и должны сосредоточиться на предложенной теме, иначе педагог ещё минут пятнадцать будет возмущаться тем, какие несобранные и шумные ребята.
Завучи, родные наши, попробуйте сами сделать пробежку вокруг школьного стадиона, сыграйте в волейбол, подтянитесь на турнике и сразу за стол, за работу. И чтобы с ходу войти в тему, собраться и погрузиться с головой в расчеты. А мы полюбуемся. А потом скажем: «Какие-то у нас педагоги несобранные, шумные, недисциплинированные».
Вот, кстати, еще один немаловажный момент: постоянное ощущение некорректной конкуренции. Разве она может способствовать хорошим отношениям в коллективе? И все потому, что педагоги любят сравнения: «Вы худший класс, который когда-либо у меня был». Или наоборот: «Вы большие молодцы, не то, что параллель, вот где сплошные тупицы». Вдохновляюще!
Есть и другие излюбленные фразочки самых добрых и умных наставников, явно не стремящихся привлечь ребят к своему предмету, а наоборот, избавить от странного желания – получать знания. Разве фраза: «Это надо вам, а не мне» вдохновляет на дальнейшее стремление попасть на урок к такому «устозу»?
Да и рекомендация: «Не хотите учиться можете идти» (осталось уточнить – куда) не делает урок магическим образом интереснее. Она подталкивает встать и выйти. Просто делать это стыдно, да и потом можно получить от директора и родителей много нелестных эпитетов.
Может все же не только родители обязаны заниматься воспитанием, но и педагоги? А какое воспитание при столь безразличном отношении со стороны тех, кого надо бы уважать, с кого нам хотелось бы брать пример?
И какой пример, если не видишь в учителе желания дать нам знания, увлеченности своим делом, яркого, интересного урока, построенного только на сухих фактах из учебников? Я знаю, читала, учителя должны не только учить, но и сами постоянно узнавать что-то новое и дарить эти открытия нам.
Ведь есть в школах и те, к кому на урок идут с охотой, при встрече с улыбкой здороваются, с кем любая беседа – еще, пусть сиюминутный, но пласт знаний. Вот таких бы учителей. И директоров. И всех, кто выше. Грамотных, внимательных, любознательных. Пусть их будет больше.
Дарья МАСЯГИНА
Школьница
Эту статью бы в МинНаробраз переслать. Если там кого-то вообще что-то интересует. особенно мысли детей