Узбекистан в преддверие большого общественно-политического события-выборов депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса и депутатов местных Кенгашей. Молодые граждане, достигшие ко дню выборов 18 лет впервые воспользуются своим конституционным правом – правом избирать. Они должны быть ответственными и понимать, что идя на выборы, они не просто ставят значок в пустую клетку бюллетеня, они выбирают свое будущее.
Изучать и активно применять нормы избирательного законодательства способствует формированию электоральной активности и грамотности молодежи. В рубрике «Азбука молодого избирателя» Вы найдете «расшифровку» и толкование не только ставших уже привычных нам понятий избирательного права, но это позволит разбираться в сложных вопросах избирательного процесса. Мы обратились за разъяснениями некоторых из них — доктору юридических наук, профессору ТГЮУ Омон Закировичу Мухамеджанову.
Активное избирательное право
–право избирать в выборные государственные органы в настоящее время в подавляющем большинстве государств мира принадлежат всем совершеннолетним гражданам независимо от пола, рода занятий, имущественного положения, образования и т.п. В виде исключения встречаются отдельные случаи ограничения активного избирательного права повышенным возрастным цензом (20 лет-в Греции, 21 год-в Малайзии, Марокко, Боливии и др.), цензами грамотности (Таиланд, Кувейт) и оседлости (Эстония, Германия, Бельгия, Голландия, Австрия, Швеция и др.).
В соответствии с Избирательным Кодексом в Республики Узбекистан активное избирательное право принадлежит всем гражданам, достигшим 18-летнего возраста. Граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда за совершенные тяжкие и особо тяжкие преступления, могут быть лишены права участия в выборах только в соответствии с законом и на основе решения суда. В любых других случаях прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан не допускается (ст.128 обновленной Конституции).
Пассивное избирательное право
-право избираться в выборные государственные органы (т.е. право быть зарегистрированным в качестве кандидата, проводить наравне с другими кандидатами предвыборную пропаганду и агитацию, пользоваться всеми другими правами кандидата, предусмотренными законом). Во многих государствах обладание пассивным избирательным правом обусловлено различными повышенными избирательными цензами: возрастным, оседлости, образовательным, служебным. Наиболее часто встречается ограничение пассивного избирательного права повышенным возрастным цензом, причем при выборах в верхние палаты парламентов этот ценз особенно высок: так, в США, Японии, Индии. Пассивным избирательным правом при выборах в нижнюю палату парламента обладают граждане, достигшие 25 лет, а верхнюю-30 лет, во Франции и Румынии –соответственно 23 и 35 лет, в Италии-25 и 40 лет.
В Узбекистане пассивным избирательным правом не могут быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
В соответствии со ст.92 Конституции депутатом Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, а также членом Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан может быть гражданин Республики Узбекистан, достигший ко дню выборов 25 лет и постоянно проживающий на территории Республики Узбекистан не менее пяти лет.
Правом быть избранными в депутаты местных Кенгашей обладают граждане, достигшие ко дню выборов 21 года и постоянно проживающий на территории Республики Узбекистан не менее пяти лет (ст.90 Избирательного Кодекса).
Избирательное право
— 1) Система правовых норм, регулирующих порядок формировании выборных государственных органов, т.е. избирательную систему является одним из институтов конституционного права.
2) Право гражданина избирать и избираться в государственные органы (различаются соответственно активное и пассивное избирательное право); является одним из основных конституционных прав граждан, относится к группе политических прав.
Избирательное право принадлежит всем гражданам без различия пола, достигшим 18-летнего возраста, кроме граждан, признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда;
обладание пассивным избирательным правом требует наличия дополнительных условий, устанавливаемых Конституцией Узбекистана и законами для выборов в органы власти.
Избирательная кампания (фр. campagne поход)
— сиcтема агитационных мероприятий, политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. Основными формами (способами) агитации в ходе избирательной кампании являются проведение предвыборных собраний и митингов, печатных статей и памфлетов в газетах, расклейка предвыборных афиш и плакатов, выступления по радио и телевидению. Так, в соответствии с главой 9 Избирательного Кодекса определены виды, формы, методы предвыборной агитации.
Виды предвыборной агитации:
• распространения информации о программе и (или) предвыборной платформе политической партии с призывом голосовать за ее кандидатов в депутаты;
• распространения информации о кандидате с призывом голосовать за него.
Формами предвыборной агитации определены: публичные дебаты, дискуссии, пресс-конференции, собрания граждан, интервью, выступления, размещение роликов в средствах массовой информации.
Методы предвыборной агитации осуществляются:
• через средства массовой информации, сети телекоммуникаций, а также всемирную информационную сеть Интернет;
• посредством выпуска и распространения печатных, наглядных, аудиовизуальных и других агитационных материалов (плакаты, листовки и другие материалы);
• посредством проведения встреч с избирателями.
Современные избирательные законы, как правило весьма подробно регламентируют проведение избирательной кампании.
Во–первых четко устанавливаются сроки (а иногда и территория) проведения избирательной кампании. Обычно избирательная кампания официально начинается с момента объявления либо регистрации кандидата (партийного списка) и прекращается за 1 — 2 суток до начала голосования.
Во-вторых, порядок предоставления кандидатам и партиям для предвыборной агитации государственные средств массовой информации.
В-третьих, определяются условия и порядок финансирования избирательной кампании. Так, в ряде стран (США, Япония, Великобритания) закон устанавливает максимум допустимых расходов на проведение избирательной кампании. Закон также устанавливает в большинстве стран максимальный размер пожертвований от частных лиц в пользу кандидатов и партий, определяет размер и условия возможного государственного субсидирования избирательной кампании. Финансирование избирательной кампании из анонимных и иностранных источников, как правило строго запрещается.
Избирательная система
- Порядок формирования выборных (прежде всего представительных) органов государства. Избирательная система — важнейший элемент политической системы государства, она регулируется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право.
Избирательная система охватывает:
а) принципы и условия участия в формировании избираемых органов
б) организацию и порядок выборов и в некоторых странах отзыва выборных лиц. Конституционными принципами избирательной системы являются: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, свобода предвыборной агитации, равенство прав кандидатов при проведении избирательной кампании.
2) Система распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования. избирательной системы. Она представляет собой установленный законом или другим нормативно-правовым актом способ определения результатов голосования и порядок распределения мандатов между партиями или кандидатами. Наиболее распространенными являются три избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная и смешанная, каждая из них имеет свои разновидности.
Мажоритарная избирательная система предполагает, что для избрания кандидат должен получить большинство голосов избирателей округа или страны в целом. Выделяются две основные ее разновидности: относительного и абсолютного большинства.
При первой, которая действует в США, Канаде, Индии и других странах, избранным считается кандидат, собравший голосов больше, чем любой другой претендент, но необязательно свыше половины. При системе абсолютного большинства, как, например, во Франции, избранным считается кандидат, собравший больше половины голосов.
Пропорциональная избирательная система, практикуемая в Эстонии, Израиле, Италии и других странах, предполагает, что депутатские места в представительном органе распределяются между различными партиями в зависимости от количества голосов, которое получила на выборах каждая из партий.
Стремление сохранить преимущества и мажоритарной, и пропорциональной привело к появлению смешанных избирательных систем, получающих в последнее время все большее распространение. На такой основе организуются выборы в Бундестаг ФРГ. Каждый избиратель имеет два голоса. Один он отдает за конкретного кандидата, а второй — за партийный список. Половина депутатов Бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства в избирательных округах. Остальные места распределяются по пропорциональной в соответствии с количеством голосов, отданных за списки, составленные партиями.
В выборах 27 октября 2024 г. в Законодательную палату Олий Мажлиса впервые в истории Узбекистана пройдут на основе смешанной, то есть мажоритарно-пропорциональной избирательной системы. 75 депутатов нижней палаты парламента будут избираться непосредственно по мажоритарной системе, когда избиратели голосуют за конкретных кандидатов, а оставшиеся 75 – по пропорциональной системе путем голосования за политические партии.
Избирательный процесс один из основных элементов избирательной системы. Включает:
а) назначение выборов (как правило, это прерогативы главы государства или законодательного органа);
б) регистрацию избирателей в установленном законом порядке;
в) организацию избирательных округов, районом и т.д., которые формируются в соответствии с принципами представительства (территориальным, национальным, производственным и т.д.), образуются также избирательные участки и пункты для голосования;
г) выдвижение кандидатов (осуществляется, как пр., политическими партиями, избирательными блоками, иногда собраниями избирателей, трудовыми коллективами и др.);
д) проведение голосования (в один или два тура);
е) определение результатов голосования (подсчет поданных голосов) и распределение депутатских мандатов, осуществляемые местными и центральными избирательными органами.
Избирательный кодекс
— в ряде государств (Франции, Беларусь, Грузия, Молдова, Алжир, Бельгия, Узбекистан и др.) специальный законодательный акт, содержащий в систематизированном виде все основные нормы избирательного права. Избирательный кодекс Республики Узбекистан в соответствии с принятым законом 25 июня 2019 года определяет порядок подготовки и проведения выборов Президента, депутатов Законодательной палаты, членов Сената, депутатов местных Кенгашей. Избирательный кодекс кодифицировал на систематизированной основе весь массив норм выборного законодательства, включающий в себя пять отдельных законов, ранее регулировавших проведение президентских, парламентских выборов, а также в местные Кенгаши народных депутатов. В нем установлены гарантии избирательных прав граждан и определены основы для деятельности избирательных органов.
Избирательный корпус
— совокупность граждан, обладающих правом голоса (активным избирательным правом) в соответствии с законом (т.н. юридический И к ), либо совокупность реально голосующих граждан (т.н. фактический И.к.).