back to top
25.8 C
Узбекистан
Среда, 19 марта, 2025

Движение «Юксалиш» опубликовало результаты своих исследований по мониторингу «Инициативного бюджета» — 2023

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,370ПодписчикиПодписаться

В 2019 году в Узбекистане внедрен механизм инициативного бюджетирования. За прошедшие годы миллионы граждан узнали о новых возможностях, при этом интерес и вовлеченность населения продолжает расти.

Цифры говорят сами за себя. За последние три года финансирование процессов «Инициативного бюджетирования» увеличилось в восемь раз – с 530 млрд сумов до 4 115 млрд сумов.

Проект «Инициативный бюджет» выполняет роль социального моста между государством и обществом в решении социальных проблем на местном уровне. По данным анализа, в конкурсах в 2019 году участвовали 87 755 человек, которые проголосовали за 28 704 проекта, а в 2023 году в эти процессы были вовлечены 18 миллионов граждан, они отдали голоса за 49 464 проекта.

Движение «Юксалиш» провело общественный мониторинг состояния реализации проектов-победителей конкурсов проекта «Инициативный бюджет» в 2023 году.

Изучены процессы финансирования инициативных проектов, своевременности и качества выполнения работ, а также мнение местного населения по этому вопросу.

Для информации: в 2023 году в первом сезоне «Инициативного бюджета» победителями признаны 2 985 инициатив, во втором сезоне – 1 192 инициативы, а в программе «Моя дорога» – 514 инициатив. Для реализации этих проектов выделено в общей сложности 4 719,7 млрд сумов из бюджета.

В рамках мониторинга изучен ход реализации 433 проектов, а также проведены анонимные социальные опросы среди 1408 респондентов. Из них 201 проект связан с образованием, 89 – со здравоохранением, 106 – с дорогами, 27 – с улучшением инфраструктуры, 5 – с питьевой водой, 5 – с электроэнергией и природным газом.

Большинство жителей махаллей выразили поддержку «Инициативному бюджету», который получил положительную оценку среди широкой общественности.

Какие были недостатки в реализации проектов?

В ходе изучения на 121 из изученных объектов (28%) проекты не были реализованы в установленные сроки, работы выполнены некачественно либо не были завершены к настоящему времени. Также выявлены такие нарушения, как перенаправление выделенных средств на другие цели. Эти недостатки негативно влияют на настроение 520 тысяч человек, проголосовавших за эти проекты.

Некачественные строительные и ремонтные работы

Всего по 88 проектам есть недостатки. В частности, работы на 24 объектах в Наманганской области, 13 – в Джизакской области, 10 – в Самаркандской области, по 7 – в Андижанской и в Кашкадарьинской областях, по 6 – в Сырдарьинской и в Ферганской областях, по 4 – в Навоийской и в Ташкентской областях, по 3 – в Сурхандарьинской и Бухарской областях и 1 в Республике Каракалпакстан выполнены некачественно.

К примеру, проект по строительству нового учебного здания на 80 мест в школе №44 Шафирканского района Бухарской области завершен, но из-за преждевременной отделки внутренних стен они посыпались. Пол и бетонные покрытия были выполнены некачественно и неравномерно, что привело к неправильной укладке линолеума. Кроме того, проектом предусмотрена установка солнечных панелей, камер видеонаблюдения и противопожарного оборудования, которая не была реализована.

Проект по строительству искусственного поля и закупке спортивного оборудования в школе №1 в Шерабадском районе Сурхандарьинской области завершен, но искусственное покрытие не соответствует стандартам и непригодно для использования в связи с недостаточной трамбовкой строительной площади, почва вокруг канализационного колодца смещена. Несмотря на выявленные недостатки, был составлен акт о полном завершении проекта.

Задержка с вводом в эксплуатацию

В ходе мониторинга определено, что объекты по 24 проектам до сих пор не введены в эксплуатацию. В частности, в Ташкентской области – 4 проекта, в Республике Каракалпакстан, Бухарской, Наманганской, Джизакской и Кашкадарьинской областях – по 3 проекта, в Андижанской области – 2 проекта, в Самаркандской, Ферганской и Хорезмской областях – по 1 проекту-победителю конкурсов «Инициативный бюджет» 2023 года не реализованы до сих пор.

К примеру, в Андижанском районеАндижанской областипроект по оснащению школы №43 необходимым оборудованием не завершен. Из 41 вида оборудования, указанного в рамках проекта, семь не были поставлены, а пять видов были поставлены в меньшем количестве, чем предусмотрено в сметной документации.

Проект по проведению газопровода в кишлак «Обод турмуш» в Пешкунском районе Бухарской области не реализован. Согласно заявлению АО «Ҳудудгазтаъминот» от 15 марта 2024 года, для реализации проекта требовалось дополнительное финансирование в размере 1580 млн сумов, что сделало его реализацию невозможной. На основании соответствующего решения Кенгаша народных депутатов Пешкунского района от 23 апреля 2024 года выделенные средства были возвращены в фонд «Инициативного бюджета».

Незавершенные проекты вводятся в эксплуатацию

Работы на 68 проектах, введеных в эксплуатацию, завершены не полностью.

Например, проект по строительству нового спортивного зала в школе №44 в Джалакудукском районе Андижанской области, начатый в ноябре 2023 года, до сих пор не завершен: раздевалки для учеников и санузлы не готовы, а канализационная система не доделана.

Проект по капитальному ремонту школы №41 в Ташлакском районе Ферганской области и установке солнечной батареи на 20 кВт. Из запланированных 27 новых окон установлено лишь 15, а асфальтирование территории не завершено.

Средства, выделенные на три проекта, были использованы не по назначению. Например, вместо ремонта зданий и установки оборудования в школе-интернате №5 в Чартакском районе был построен забор. В школе №4 Янгикурганского района вместо столовой установлены солнечные панели. В детском саду №37 в Чирчике вместо ремонта внутренних помещений и туалетов средства были потрачены на другие расходы.

Какие еще были проблемы

В ходе общественного мониторинга установлено, что средства, выделенные на три проекта, были направлены на цели, не указанные в заявке. Вместе с тем, выявлены несоответствия между качеством работ на портале Open budjet и реальным состоянием 49 изученных объектов.

В частности, анализ открытых данных тендеров на реализацию проектов в Кашкадарьинской области показал, что при определении подрядных организаций различные тендеры выиграли разные подрядчики, а при определении проектных организаций – одни и те же две-три организации. Также в ходе мероприятий общественного контроля проведен анонимный опрос среди 1408 респондентов в республике для изучения мнения населения о конкурсах в рамках проекта «Инициативный бюджет» и реализации проектов.

Результаты анонимного опроса

В ходе мероприятий общественного контроля проведен анонимный опрос среди 1408 респондентов в республике для изучения мнения населения о конкурсах в рамках проекта «Инициативный бюджет» и реализации проектов.

50% респондентов сообщили, что в их махаллях проекты «Инициативного бюджета» были реализованы, 36% отметили, что таких проектов не было. 84% не сталкивались с принуждением к сбору голосов, 11% заявили, что их близкие были принуждены, а 5% сообщили, что их лично принуждали к этому на рабочем месте. 65% отметили своевременное завершение проектов, 60% считают, что работы были выполнены качественно, 28% – средне, а 12% – некачественно. Также 18% респондентов отметили, что проекты разработаны несправедливо.

Движение «Юксалиш» с учетом мнения общественности и экспертов предлагает:

  • согласовывать разрабатываемую проектно-сметную документацию с «Инициативными группами» для обеспечения целевого использования выделенных средств на проекты-победители;
  • создать группы из активных жителей района для контроля качества ремонтных работ и оснащения социальных объектов;
  • внести дополнительный пункт о предоставлении подрядчику детальной информации о работах, предусмотренных проектно-сметной документацией, при заключении договоров заказчиками на выполнение проектов;
  • обязать подрядные организации устанавливать паспорт проекта с информацией о предусмотренных мероприятиях на внешней части объекта;
  • обеспечить участие общественности в процессе ввода объектов в эксплуатацию;
  • для обеспечения справедливости в процессе «Инициативного бюджета» выделить отдельные сезоны для социальных объектов и объектов инфраструктуры махалли, исключив из конкурсов проекты финансово независимых высших учебных заведений и других самофинансируемых бюджетных организаций;
  • создать возможности для махаллей с небольшим населением путем объявления победителями проектов, набравших голоса в соответствии с числом проживающих в махалле жителей;
  • устранить проблемы с сервером для обеспечения стабильной работы сайта openbudget.uz и снижения нагрузки в процессе голосования;
  • улучшить систему присвоения статуса проектам на портале на основе результатов общественного контроля.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Узбекистан наводнен подделками популярных товаров: будьте внимательны при покупках

В Узбекистане зафиксирован рост продаж контрафактной продукции, включая поддельные напитки, кофе "3 в 1", шампуни известных брендов и энергетические...

Больше похожих статей