back to top
21.2 C
Узбекистан
Суббота, 28 сентября, 2024

Движение «Юксалиш» опубликовало результаты своих исследований по мониторингу «Инициативного бюджета» — 2023

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,850ПодписчикиПодписаться

В 2019 году в Узбекистане внедрен механизм инициативного бюджетирования. За прошедшие годы миллионы граждан узнали о новых возможностях, при этом интерес и вовлеченность населения продолжает расти.

Цифры говорят сами за себя. За последние три года финансирование процессов «Инициативного бюджетирования» увеличилось в восемь раз – с 530 млрд сумов до 4 115 млрд сумов.

Проект «Инициативный бюджет» выполняет роль социального моста между государством и обществом в решении социальных проблем на местном уровне. По данным анализа, в конкурсах в 2019 году участвовали 87 755 человек, которые проголосовали за 28 704 проекта, а в 2023 году в эти процессы были вовлечены 18 миллионов граждан, они отдали голоса за 49 464 проекта.

Движение «Юксалиш» провело общественный мониторинг состояния реализации проектов-победителей конкурсов проекта «Инициативный бюджет» в 2023 году.

Изучены процессы финансирования инициативных проектов, своевременности и качества выполнения работ, а также мнение местного населения по этому вопросу.

Для информации: в 2023 году в первом сезоне «Инициативного бюджета» победителями признаны 2 985 инициатив, во втором сезоне – 1 192 инициативы, а в программе «Моя дорога» – 514 инициатив. Для реализации этих проектов выделено в общей сложности 4 719,7 млрд сумов из бюджета.

В рамках мониторинга изучен ход реализации 433 проектов, а также проведены анонимные социальные опросы среди 1408 респондентов. Из них 201 проект связан с образованием, 89 – со здравоохранением, 106 – с дорогами, 27 – с улучшением инфраструктуры, 5 – с питьевой водой, 5 – с электроэнергией и природным газом.

Большинство жителей махаллей выразили поддержку «Инициативному бюджету», который получил положительную оценку среди широкой общественности.

Какие были недостатки в реализации проектов?

В ходе изучения на 121 из изученных объектов (28%) проекты не были реализованы в установленные сроки, работы выполнены некачественно либо не были завершены к настоящему времени. Также выявлены такие нарушения, как перенаправление выделенных средств на другие цели. Эти недостатки негативно влияют на настроение 520 тысяч человек, проголосовавших за эти проекты.

Некачественные строительные и ремонтные работы

Всего по 88 проектам есть недостатки. В частности, работы на 24 объектах в Наманганской области, 13 – в Джизакской области, 10 – в Самаркандской области, по 7 – в Андижанской и в Кашкадарьинской областях, по 6 – в Сырдарьинской и в Ферганской областях, по 4 – в Навоийской и в Ташкентской областях, по 3 – в Сурхандарьинской и Бухарской областях и 1 в Республике Каракалпакстан выполнены некачественно.

К примеру, проект по строительству нового учебного здания на 80 мест в школе №44 Шафирканского района Бухарской области завершен, но из-за преждевременной отделки внутренних стен они посыпались. Пол и бетонные покрытия были выполнены некачественно и неравномерно, что привело к неправильной укладке линолеума. Кроме того, проектом предусмотрена установка солнечных панелей, камер видеонаблюдения и противопожарного оборудования, которая не была реализована.

Проект по строительству искусственного поля и закупке спортивного оборудования в школе №1 в Шерабадском районе Сурхандарьинской области завершен, но искусственное покрытие не соответствует стандартам и непригодно для использования в связи с недостаточной трамбовкой строительной площади, почва вокруг канализационного колодца смещена. Несмотря на выявленные недостатки, был составлен акт о полном завершении проекта.

Задержка с вводом в эксплуатацию

В ходе мониторинга определено, что объекты по 24 проектам до сих пор не введены в эксплуатацию. В частности, в Ташкентской области – 4 проекта, в Республике Каракалпакстан, Бухарской, Наманганской, Джизакской и Кашкадарьинской областях – по 3 проекта, в Андижанской области – 2 проекта, в Самаркандской, Ферганской и Хорезмской областях – по 1 проекту-победителю конкурсов «Инициативный бюджет» 2023 года не реализованы до сих пор.

К примеру, в Андижанском районеАндижанской областипроект по оснащению школы №43 необходимым оборудованием не завершен. Из 41 вида оборудования, указанного в рамках проекта, семь не были поставлены, а пять видов были поставлены в меньшем количестве, чем предусмотрено в сметной документации.

Проект по проведению газопровода в кишлак «Обод турмуш» в Пешкунском районе Бухарской области не реализован. Согласно заявлению АО «Ҳудудгазтаъминот» от 15 марта 2024 года, для реализации проекта требовалось дополнительное финансирование в размере 1580 млн сумов, что сделало его реализацию невозможной. На основании соответствующего решения Кенгаша народных депутатов Пешкунского района от 23 апреля 2024 года выделенные средства были возвращены в фонд «Инициативного бюджета».

Незавершенные проекты вводятся в эксплуатацию

Работы на 68 проектах, введеных в эксплуатацию, завершены не полностью.

Например, проект по строительству нового спортивного зала в школе №44 в Джалакудукском районе Андижанской области, начатый в ноябре 2023 года, до сих пор не завершен: раздевалки для учеников и санузлы не готовы, а канализационная система не доделана.

Проект по капитальному ремонту школы №41 в Ташлакском районе Ферганской области и установке солнечной батареи на 20 кВт. Из запланированных 27 новых окон установлено лишь 15, а асфальтирование территории не завершено.

Средства, выделенные на три проекта, были использованы не по назначению. Например, вместо ремонта зданий и установки оборудования в школе-интернате №5 в Чартакском районе был построен забор. В школе №4 Янгикурганского района вместо столовой установлены солнечные панели. В детском саду №37 в Чирчике вместо ремонта внутренних помещений и туалетов средства были потрачены на другие расходы.

Какие еще были проблемы

В ходе общественного мониторинга установлено, что средства, выделенные на три проекта, были направлены на цели, не указанные в заявке. Вместе с тем, выявлены несоответствия между качеством работ на портале Open budjet и реальным состоянием 49 изученных объектов.

В частности, анализ открытых данных тендеров на реализацию проектов в Кашкадарьинской области показал, что при определении подрядных организаций различные тендеры выиграли разные подрядчики, а при определении проектных организаций – одни и те же две-три организации. Также в ходе мероприятий общественного контроля проведен анонимный опрос среди 1408 респондентов в республике для изучения мнения населения о конкурсах в рамках проекта «Инициативный бюджет» и реализации проектов.

Результаты анонимного опроса

В ходе мероприятий общественного контроля проведен анонимный опрос среди 1408 респондентов в республике для изучения мнения населения о конкурсах в рамках проекта «Инициативный бюджет» и реализации проектов.

50% респондентов сообщили, что в их махаллях проекты «Инициативного бюджета» были реализованы, 36% отметили, что таких проектов не было. 84% не сталкивались с принуждением к сбору голосов, 11% заявили, что их близкие были принуждены, а 5% сообщили, что их лично принуждали к этому на рабочем месте. 65% отметили своевременное завершение проектов, 60% считают, что работы были выполнены качественно, 28% – средне, а 12% – некачественно. Также 18% респондентов отметили, что проекты разработаны несправедливо.

Движение «Юксалиш» с учетом мнения общественности и экспертов предлагает:

  • согласовывать разрабатываемую проектно-сметную документацию с «Инициативными группами» для обеспечения целевого использования выделенных средств на проекты-победители;
  • создать группы из активных жителей района для контроля качества ремонтных работ и оснащения социальных объектов;
  • внести дополнительный пункт о предоставлении подрядчику детальной информации о работах, предусмотренных проектно-сметной документацией, при заключении договоров заказчиками на выполнение проектов;
  • обязать подрядные организации устанавливать паспорт проекта с информацией о предусмотренных мероприятиях на внешней части объекта;
  • обеспечить участие общественности в процессе ввода объектов в эксплуатацию;
  • для обеспечения справедливости в процессе «Инициативного бюджета» выделить отдельные сезоны для социальных объектов и объектов инфраструктуры махалли, исключив из конкурсов проекты финансово независимых высших учебных заведений и других самофинансируемых бюджетных организаций;
  • создать возможности для махаллей с небольшим населением путем объявления победителями проектов, набравших голоса в соответствии с числом проживающих в махалле жителей;
  • устранить проблемы с сервером для обеспечения стабильной работы сайта openbudget.uz и снижения нагрузки в процессе голосования;
  • улучшить систему присвоения статуса проектам на портале на основе результатов общественного контроля.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Запуск интенсивных курсов русского языка для трудовых мигрантов из Центральной Азии

Специалисты Центра содействия по решению трудовых споров (ЦТС) совместно с Координационным Советом сферы массового персонала (КС СМП) анонсировали запуск...

Больше похожих статей