back to top
2.1 C
Узбекистан
Четверг, 26 декабря, 2024

Какую роль играет сложность продукции в экспортной стратегии Узбекистана

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,150ПодписчикиПодписаться

Специалисты Института макроэкономических и региональных исследований (ИМРИ) при Кабинете Министров Республики Узбекистан изучили уровень сложности экспортируемых товаров в период с 2017 по 2023 годы.  

Для расчета уровня сложности продукции использовался Индекс сложности продукции (Product Complexity Index — PCI, разработанный научной лабораторией Гарвардской школы управления имени Кеннеди (Harvard Kennedy School Growth Lab. Данный индекс оценивает уровень знаний, необходимых для производства продукции, сложность используемых технологий и процессов.

Производство товаров с высоким значением индекса требует передовых знаний, навыков и технологий. Среди таких товаров можно выделить электронные устройства, специализированную технику и химическую продукцию.

Производство простых сельскохозяйственных товаров и сырья характеризуется более низким значением индекса.     

В 2017 году объем экспорта товаров и услуг составил 12,55 млрд. долл. США, а к 2023 году этот показатель увеличился в 1,95 раза, достигнув 24,43 млрд. долл. США. В 2023 году годовой темп роста экспорта составил 26,5%.     

В период с 2017 по 2023 годы наибольшую долю в структуре экспорта занимали золото (33,38%), транспортные и почтовые услуги (9,15%), туристические услуги (8,77%) и хлопчатобумажная пряжа (4,87%).      

Уровень сложности экспортируемых товаров (PCI) стабильно повышается с каждым годом. В период с 2017 по 2023 годы показатели PCI выросли на 23,9%, увеличившись с -1,57 в 2017 году до -1,2 в 2023 году. Самые низкие значения PCI были зафиксированы в 2019-2020 годах из-за пандемии (-1,79 и -1,76 соответственно). Низкие показатели PCI сохраняются из-за значительного удельного веса продукции, которую относительно проще производить (например, продукты, требующие минимальной обработки, такие как золото, хлопок, овощи, нефтяные газы, медь) в структуре экспорта страны.

Среди товаров, способствующих росту PCI, лидируют корпуса (кабины) для автотранспортных средств, двигатели внутреннего сгорания, медные трубы и телефонные аппараты, производство которых требует глубокой переработки.

Категории, вносящие наибольший вклад в рост PCI, включают минеральные вещества (15,4% в 2017 году и 4,1% в 2023 году), химическую продукцию (3,9% и 4,1%), текстильные изделия (14,1% и 13%), цветные металлы (8,2% и 6,6%), а также машины и оборудование (1,4% и 2,9%).

К категориям, способствующим снижению PCI, относятся драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, а также пластмассы и каучук. В 2023 году доля этих товаров в общем экспорте составила соответственно 34,1% и 1,6%.  

В категории текстильных изделий экспорт хлопкового сырья сократился с 281,6 млн долл. США в 2019 году до 70 тыс. долл. США в 2023 году. В то же время экспорт хлопчатобумажной пряжи за период с 2017 по 2023 годы увеличился с 428,1 млн долл. США до 1,2 млрд. долл. США, т. е. в 2,8 раза. Экспорт футболок и свитеров по сравнению с 2017 годом вырос в 4,5 раза, достигнув 309,3 млн долл. США в 2023 году. Это свидетельствует о том, что в текстильной отрасли делается акцент на переход от экспорта сырья к экспорту полуготовой и готовой продукции. 

С вступлением Узбекистана в ВТО доля сложных товаров в экспорте возрастет, что существенно повысит конкурентоспособность страны. Этот процесс потребует постоянного технологического развития, расширения производственных мощностей и повышения квалификации рабочей силы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В память о нашем руководителе, коллеге и друге

Редакция NUZ.UZ «Новости Узбекистана» с глубоким прискорбием извещает, что сегодня, 25 декабря после продолжительной болезни, ушел из жизни главный...

Больше похожих статей