back to top
8.2 C
Узбекистан
Воскресенье, 24 ноября, 2024

Александр Мндоянц. «Высокая интеллигентность и безукоризненный вкус»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

И вновь пришла печальная новость. На сей раз  из Москвы. Позавчера скончался Александр Ашотович Мндоянц – известный музыкант и педагог, заслуженный артист России, профессор Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Он не дожил до своего юбилея десять дней:  17 августа ему исполнилось бы 75 лет…

Александр Мндоянц является ярким представителем московской исполнительской школы. Он был человеком с большой буквы, талантливым пианистом и педагогом, фундаментальной, многогранной личностью. Публика ждала как концерты с его участием, так и студентов его класса. Вклад профессора Мндоянца в развитие фортепианного исполнительства огромен. Работать и, тем более, общаться с ним было большим удовольствием. Александр Ашотович был добрым, отзывчивым и высокоинтеллигентным человеком, тонко чувствующим окружающий мир. Он покорял своим обаянием, харизмой, целеустремленностью. Его имя хорошо известно и многим ташкентским пианистам. Но об этом позже.

Сегодня я попробую набросать штрихи к портрету Александра Ашотовича, дружбу с которым мне подарила судьба. Большую роль он сыграл и в жизни моей дочери Ирэны. И она бесценна. Поэтому весть о его уходе оказалась для нас обеих  ошеломляющим   ударом. И в это не хочется верить…

С Ирэной Гульзаровой, 2000 год.

Александр Мндоянц родился в 1949 году в Ереване в интеллигентной семье. Отец  его Ашот Ашотович Мндоянц был выдающимся архитектором и градостроителем, а мама – Вероника Самсоновна Восканян-Мндоянц – врачом-стоматологом. Оба любили  классическую музыку. В раннем возрасте проявил к ней интерес и их первенец. В 6 лет  малыш начал заниматься музыкой, поступив в Среднюю  специальную музыкальную школу имени П. И. Чайковского при Ереванской консерватории в классе молодого педагога Аиды Аветисовой, впоследствии ставшей женой известного армянского музыканта и скрипача Зарэ Саакянца, а позже – тещей великого Владимира Спивакова. Именно Аида Сергеевна дала своему воспитаннику первые уроки фортепианной игры. А с 1960  мальчик обучался в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории в классе заслуженного учителя России Елены Ховен. Потом было поступление в Московскую консерваторию в класс профессора Беллы Давидович. А далее ассистентура-стажировка в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне – Российская академия музыки), которую он успешно окончил, занимаясь в классе профессора Александра Иохелеса. С каждым из этих педагогов Александру Мндоянцу невероятно повезло – они были играющими на рояле исполнителями, обладающими педагогическим талантом.

Кстати, когда я впервые услышала игру Александра Ашотовича, то безоговорочно доверилась ему сразу и навсегда. Это было незабываемое впечатление. Пленила особенная душевная открытость, теплота звучания мелодических линий, техническая безграничность, горячая увлеченность исполняемой музыки. А какая красота была в растворении последних тактов! Это был истинный праздник музыки и успех у публики.

В 28-летнем возрасте Александр Мндоянц принял участие в престижном V Международном конкурсе пианистов имени Вана Клиберна (США, 1977), где стал лауреатом, позволившим ему иметь широкую концертную деятельность, которая продолжалась до распада Советского Союза. В тот период высокую оценку исполнительскому мастерству Мндоянца дал выдающийся музыкант, народный артист СССР, профессор Яков Флиер: «Это – исключительно одаренный пианист и музыкант. Игра его привлекает настоящей глубиной, серьезностью и отличным владением фортепиано. В нем нет ничего надуманного, искусственного. Мндоянцу прекрасно удаются произведения как крупной монументальной формы, так и фортепианные миниатюры. И еще одно качество… это высокая интеллигентность и безукоризненный вкус».

С 1979 года Александр Ашотович начал педагогическую деятельность в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, а с 1991 – на кафедре специального фортепиано в Московской консерватории, где прошел путь от преподавателя до профессора. Со временем он сосредоточился на педагогике и играл в основном на музыкальных фестивалях, где проводил мастер-классы, выступал в рамках музыкальных конкурсов на гала-концертах как член жюри и т.д.

На одном из таких конкурсов в 1999 году  в итальянском городе Агрополи, в котором принимала участие моя дочь, мы и познакомились с Александром Ашотовичем – человеком живым, темпераментным, улыбающимся и заразительно смеющимся. Он нам сразу понравился. Вскоре профессор Мндоянц стал консультировать мою Ирэну. Уроки его были очень интересными. Будучи представителем русской фортепианной школы, он много внимания уделял звуку, его культуре, объясняя, что нельзя играть на рояле поверхностно, «пустыми» пальцами, нужно непременно достигать «дна» каждой клавиши. «Звук должен выражать различные эмоции, – говорил Александр Ашотович, – и состояния души. Надо научиться владеть богатой звуковой палитрой».

Он никогда ничего не навязывал, а только подсказывал, отмечая недочеты и упущения при исполнении того или иного произведения. Говорил, что очень важно грамотно читать ноты, в которых все уже написано, поэтому исполнитель должен соблюдать авторские указания. И еще он учил читать между строк, то есть студенту необходимо видеть не только то, что написал автор, но и то, что за этим стоит. На уроках Александр Ашотович много играл на рояле, был невероятно эмоциональным. Создавалось впечатление, что он ставит музыкальный спектакль. Помню, как он поражал меня своей игрой, в которой было столько юношеского порыва и накала подлинной страсти, что я замирала, глядя  на него. Меня восхищало его умение играть любой аккомпанемент на самом высочайшем уровне. Помимо этого, он великолепно читал с листа. Александр Ашотович был настоящий кладезь знаний и музыкальной культуры. Ну а что касается его эрудиции, то она и сегодня осталась для меня эталоном.

 Рабочие будни в Московской консерватории

В 2002 году профессор Мндоянц возглавил  Международный юношеский фортепианный конкурс в казахстанском Шымкенте, в котором приняли участие и юные пианисты из Узбекистана. К этому времени имя этого музыканта было уже широко известно в мире музыки: с 1989 года он участвовал в музыкальных семинарах, проводил мастер-классы в России и за рубежом. Являлся председателем и членом жюри различных международных и национальных конкурсов. Помню, как он тогда сказал в моей авторской телевизионной программе «Музыкальная гостиная», что «команда участников из Ташкента была традиционно сильной – во всем мире известен высокий уровень фортепианной школы Узбекистана. И на этот раз узбекистанские пианисты подтвердили ее достоинства результатами, выдержав труднейший творческий марафон».

Интересно и эффективно провел профессор Мндоянц и мастер-класс в нашей консерватории. Сама атмосфера его была доброжелательной и располагала к свободе. Студенты один за другим играли на рояле, и у каждого из них он звучал по-своему. И если у кого-то звук был хуже из-за неправильного прикосновения к клавишам, Александр Ашотович помогал преодолеть этот недостаток. И не только.

На прощание он сел за рояль  и сыграл пару опусов Скрябина. Естественность его «речи» на рояле, замечательная простота, доверительность тона  удивительным образом расположило и вызвало очень большую симпатию к нему как к исполнителю и как к человеку.

Александр Мндоянц создал свою школу, которую характеризует высокая культура. Среди его учеников, а их более 100 лауреатов международных и национальных конкурсов, среди которых есть известные концертирующие пианисты. Многие из них работают в Германии, Южной Америке, США и составляют конкуренцию коллегам.

Немало сил и своей души он вложил в воспитание своего младшего сына Никиты, выросшего в  прекрасного пианиста и композитора, лауреата престижных международных конкурсов. В 23 года он стал  членом Союза композиторов России.  Является одним из героев документальных фильмов «Русские вундеркинды» (2000 г.) и «Конкуренты» (2009 г.), снятых немецкой фирмой Lichtfilm (режиссер И. Лангеман). Осенью прошлого года Никита Мндоянц выступил в Ташкенте в сопровождении Национального симфонического оркестра Узбекистана под управлением Алибека Кабдурахманова, блестяще исполнив фортепианные концерты Людвига ван Бетховена (№3)  и Алексея Шора (№1), взорвав зал Дворца искусств «Туркистон» бурными аплодисментами.

Александр Ашотович любил жизнь – яркую, насыщенную, переполненную творчеством и педагогической деятельностью. Она платила ему взаимностью. Его уход – невероятно тяжелая потеря для всех тех, кто его знал  и любил. Особенно велико это горе для его родных. Он был чутким, добрым, любящим мужем, братом, отцом, дедушкой. Замечательный, талантливый Мндоянц посвятил  свою жизнь тому, чтобы сделать мир   красивее. Коллеги и ученики уважали его не только за особый дар, но и за прекрасные человеческие качества.

С Инессой Гульзаровой и Маратом Гумаровым (Московская консерватория, 2015   год).

Дорогой Александр Ашотович, большое горе потерять такого друга, каким Вы были для меня и моей семьи, но гораздо большее счастье – это тот свет и тепло, которые остались от общения с Вами. Прощайте, блистательный музыкант, уникальный педагог, удивительный человек,  высочайший интеллигент! Мы никогда не сможем забыть Вас. Никогда… Вы навсегда останетесь в наших сердцах…

Инесса Гульзарова, музыковед

Фото  из архива автора.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Ташкент объединяет: итоги главного научного события года в литературе

23 ноября 2024 года в Национальном Университете Узбекистана состоялся третий Ташкентский литературоведческий форум. Это знаковое событие в научной жизни не...

Больше похожих статей