3 июля текущего года в Комитете Сената по информационной политике и прозрачности государственных органов обсуждалось состояние создания национального контента в глобальной сети Интернет с участием соответствующих министерств и ведомств.
Для обеспечения свободы слова и информации было усилено правовое обеспечение, принято более 10 законов и свыше 150 нормативно-правовых актов. Также были приняты решения Сената Олий Мажлиса и Кабинета Министров по развитию национального контента.
В 2023 году и первом полугодии 2024 года был проведен мониторинг 1049 сайтов с доменом «UZ», выявлено 6241 случаев правонарушений. Также обнаружено 19 130 материалов, не соответствующих национальному законодательству, и приняты соответствующие меры.
Анализ показал, что существуют проблемы, требующие решения в области создания национального контента. В частности, необходимо усилить работу по воспитанию патриотизма и популяризации культурного наследия через теле- и радиоканалы.
В ходе обсуждения отмечено, что некоторые государственные и частные телеканалы недостаточно активно проводят социальные опросы и не учитывают мнение аудитории по поводу контента и источников информации.
Также выявлены проблемы в работе художественных советов, что порой приводит к трансляции бессмысленных сюжетов и невыполнению установленных требований к информационной продукции, включая возрастную классификацию. В частности, зафиксировано 42 случая нарушений закона, когда не указана возрастная классификация информационной продукции.
Сенаторы обратили внимание на то, что имеют место случаи нарушения языковых правил при распространении и трансляции рекламной продукции, а количество рекламы, направленной на пропаганду социальной информации и национального своеобразия, сокращается с каждым днем.
В этой связи было вынесено 3518 предупреждений и предписаний хозяйствующим субъектам по факту нарушения требований законодательства «О рекламе», а по отношению к 25 субъектам применены финансовые санкции в размере 529,4 млн сумов.
Сенаторы отметили необходимость обеспечения общества, особенно молодежи, оперативной, беспристрастной, качественной и полезной информацией в рамках развития национального контента. В этой связи были высказаны конкретные предложения и приняты соответствующие решения.