Не так просто идти к другу на выставку. Тем более, когда этот друг ни кто иной, как Мария Коровина, самая неординарная и загадочная художница в современном мире искусства Узбекистана.
Когда-то я посвятила Марии несколько стихотворных строк, которые сейчас вспомнились мне и наполнили собою весенний апрельский воздух.
Ты рисуешь души,
прошлые жизни,
миражи.
У тебя в карманах
кисти, краски,
витражи.
У тебя в карманах
мир забытый
разноцветных стекол
и палитры…
Но начну по-порядку.
18 апреля, при поддержке Республиканского интернационального культурного центра Узбекистана, Академии Художеств Узбекистана, в рамках «Фестиваля изобразительного искусстваУзбекистана- 2017», в Международном караван-сарае культуры Икуо Хираямы открылась персональная выставка Марии Коровиной «Мой вечный восток».
![](https://i0.wp.com/nuz.uz/wp-content/uploads/2024/06/2-1-1.jpg?resize=696%2C463&ssl=1)
Открытие выставки проводил сам председатель Академии Художеств Узбекистана, выдающийся художник Акмаль Вахобджанович Нур. На открытии множество добрых слов сказали профессор Академии Художеств Узбекистана и почётный член Российской Академии Художеств Леким Хакимович Ибрагимов, а так же академик Академии Художеств Узбекистана Владимир Бурмакин.
После открытия Марию окружили репортеры, представители телевидения, друзья, коллеги, и те, кто причастен к миру искусства в целом. Она держалась достойно, как и следует держаться известной и уверенной в себе личности . Грациозная и хрупкая внешне художница . Легкое шифоновое платье с цветами, джинсовая курточка, на голове шляпка, небрежность длинных волос, а в каждом ответе история, мудрость и неуловимая тайна тысячелетий. Её художественный талант завораживает и конечно я задала Марии несколько вопросов о её творчестве и о ней самой.
![](https://i0.wp.com/nuz.uz/wp-content/uploads/2024/06/5-2-1.jpg?resize=696%2C464&ssl=1)
— Друг мой, твои картины искусны и легки внешне, но так просты по глубине смысла. В них заложены не один и даже не два уровня понимания. Это сделано специально? И как смотрящему добраться до сути?
![](https://i0.wp.com/nuz.uz/wp-content/uploads/2024/06/zharkij-den-60h60-holst-maslo2015-.jpg?resize=696%2C695&ssl=1)
— Каждый художник изображает скорее не собственные представления о мире, а то, что он знает о нём. Мастерство- это всегда уровень познания. Что же касается зрителя, то каждый сможет увидеть только то в картине, что есть в нём самом. Глубина понимания произведения- это только Ваша собственная глубина. Как добраться до сути? Просто стараться её искать.
— Мария, а кто такой современный художник и каким он должен быть?
— Современный художник может быть разным. Вот я например, исторический художник. По сути моё искусство считается не современным. И у меня даже есть проект «Несовременное искусство», над которым я сейчас работаю. Но с другой стороны я живу сегодня и сейчас, значит я вполне современна. Как говорил Дали : «Самое сложное – это быть несовременным». Я стараюсь.
![](https://i0.wp.com/nuz.uz/wp-content/uploads/2024/06/zolotoj_rebyonok_65h45_bumaga_pastel_2015_1.jpg?resize=696%2C476&ssl=1)
— В твоей коллекции представлены работы, как Запада, так и Востока. Значит не только Восток вечен для тебя?
— Я интересуюсь культурными связями и взаимообменом. Тема запада для меня не противопоставлена восточной, а дополняет её. Это взаимообогащение, при котором каждый остаётся самим собою запад- западом, а восток- востоком и при этом каждая сторона ощущается ярче, когда встаёт относительно друг друга.
![](https://i0.wp.com/nuz.uz/wp-content/uploads/2024/06/lyubimecz-55h42-bumaga-pastel-2015.jpg?resize=696%2C513&ssl=1)
— Кто натолкнул тебя на идею создания персональной выставки? И почему мой Восток? Ты видела ее изначально так?
— Персональная выставка- это результат моей работы как художника. Тема родилась сама по себе и работы возникали интуитивно, как будто уже существовали в пространстве. Почему мой Восток? Потому что это моё личное ощущение Востока. Он вечный для меня. Это сказочный образ, знак и сакральный символ, который не поддаётся изменениям,- он сформирован навсегда. Всё, что мы ищем, начинается именно здесь, на восходе Солнца, с укутанных прохладой гор, изумрудных чаш долин, среди цветов. В красоте этой земли, омытой древними водами — моё Вдохновение. Золотом я закрепляю образы на холсте и заключаю их в раму, чтобы они помогли Вам понять, что Восток означает именно для Вас.
![](https://i0.wp.com/nuz.uz/wp-content/uploads/2024/06/portret_ali_2016_42h_60_bumaga_karandash_1.jpg?resize=696%2C465&ssl=1)
— Твои картины так и светятся. В них много теплых тонов, золотых красок. Несут ли они с собой определенный посыл. Как работает золото в твоих картинах?
— Да, конечно. Золото для меня сакрально по своей сути. Оно начинает сиять , если к нему прикоснулся солнечный луч. Оно становится тёмным и бездонным, если на него падает тень. Поэтому мои картины живут и меняются в зависимости от того с какой точки на них посмотреть. В переливах золотых красок я намекаю на неуловимую суть нашего Мироздания.
![](https://i0.wp.com/nuz.uz/wp-content/uploads/2024/06/udod_i_drakon_45h42_bumaga_akvarel_2015_.jpg?resize=696%2C668&ssl=1)
Спасибо за выставку, мой друг, Мария Коровина! Я желаю теебе новых работ. Я дарю тебе букет золотых фрезий и покидаю выставку в более мистическом состоянии, чем до её посещения.
![](https://i0.wp.com/nuz.uz/wp-content/uploads/2024/06/udod_i_zvezda_tush_akvarel_45h40_god_2015.jpg?resize=696%2C562&ssl=1)
А строки моих стихов всё витали вокруг, о ней, о художнице, рисующей Восток. Художнице, работы которой интересно не только смотреть, но и разгадывать, а также слушать её рассказы о каждой картине и загораться от того огня, что горит в её сердце
…И припрятан
сладостный Восток.
В рукаве лиловый лепесток,
а вдругом — янтарный месяц тонкий,
птичьи трели, звезды, смех ребенка.
Нарисуй мне сон
и миражи
и другие жизни покажи.
Наталья Белоедова
Мария КОРОВИНА, член секции графики Творческого объединения художников Узбекистана при Академии Художеств Узбекистана. Родилась в городе Янгиабад в Узбекистане в 1981 г. Ученица известного мастера кисти Якова Львовича Фрумгарца. Окончила Республиканский художественный колледж АХУз (бывшее Республиканское художественное училище им.П. Бенькова) в 2002 г. в Ташкенте, со специализацией — дизайн и книжная графика.
В 2002-2008 гг. работала в витражном цехе SovplastItal, принимала участие в оформлении архитектурных объектов города Ташкент (Сената ОлийМажлиса Республики Узбекистан, Успенского кафедрального православного собора в г.Ташкент, Государственной консерватории Узбекистана). Участница выставок цветного стекла Expo в Ташкенте и Москве и республиканских выставок в Ташкенте.