back to top
4.8 C
Узбекистан
Пятница, 22 ноября, 2024

Страницы истории музыкальной эстрады Узбекистана. Игорь Халиков. Директор с тромбоном 

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

История двадцать пятаяЧасть I

В связи с 50-летием легендарного ансамбля «Ялла» музыканты его последнего состава были награждены правительственными наградами Республики Узбекистан. В их числе Заслуженный работник культуры Узбекистана Игорь Якубович Халиков, музыкант «Яллы», нынешний директор коллектива, который как тромбонист пришел в ансамбль в 1973 году.  

Как рассказывает Игорь Якубович, до 13 лет (1963) у него не было особых отношений с музыкой. Учился в средней школе №21, когда в 6-м классе сосед Валера Силин[1]неожиданнопредложил ему перевестись в музыкальную школу им. В. А. Успенского, где сам Валера учился в 10-м классе. Эта школа была очень авторитетным учебным заведением в Ташкенте. Она давала не только музыкальное, но и качественное общее образование. К примеру, математику одно время преподавал скрипач Игорь Дорфман, который одновременно вел этот предмет в специализированной школе № 110 с математическим уклоном.

Игорь посоветовался с мамой и согласился. Подумывал в музыкальной школе «пойти на саксофон». 

В школе на мальчика обратил внимание Александр Ефимович Морозов, замечательный педагог, тромбонист, воспитавший целую плеяду известных музыкантов Узбекистана». «Он протестировал мои физические и музыкальные данные: руки, зубы, чувство ритма, слух и … определил меня на тромбон,- вспоминает Игорь Якубович. — Я говорю: «А на саксофон?». Нет, твой инструмент – тромбон. Так в 13 лет я стал учиться играть на тромбоне. Перевелся из общеобразовательной школы в музыкальную. Удивило обилие музыкальных предметов, о которых я и понятия не имел…  Это был совершенно иной мир.  В 10-м классе стал слушать джаз. В магазинах покупал пластинки фирмы «Мелодия» — «Джаз 64», «Джаз-65», «Джаз-66» — с записями первого, второго и третьего московских молодежных джазовых фестивалей.  Это были шикарные диски…

Альбом «Джаз 65. Молодежные джазовые ансамбли Москвы. Часть 1 и 2»

… Я покупал джазовых «демократов», пластинки стран социалистического лагеря. Нечасто, но они появлялись на прилавках. В том же ЦУМе, например. Особенно сильны были поляки. У чехов и немцев была, как говорится, легкая музыка. Те же дисксиленды… А польские музыканты играли чуть ли на авангардный джаз. Другим источником стал школьный радиоузел. Там работал Павел Канцыпко (он учился в «Успенке» по классу виолончели, а также играл на контрабасе в разных ансамблях). Паша ставил нам ленты с записями американского джаза. Там я познакомился с Олегом Гоцкозиком, впоследствии очень известным джазовым музыкантом, руководителем «Квинтета солистов Ташкентского джаз-клуба», коллективного автора «Восточной сюиты», первого джазового сочинения, записанного на пластинку в Узбекистане, его одноклассник Игорь Кулевас играл на контрабасе. Мы были в параллельных классах. А со мной в классе учился Семен Мордухаев – будущий знаменитый саксофонист. И в одиннадцатом классе мы решили создать джазовый ансамбль в составе: фортепиано — Олег Гоцкозик, альт-саксофон Семен Мордухаев, тромбон – Игорь Халиков, контрабас — Игорь Кулевас, постоянного барабанщика не было». 

Собирались школьники-джазмены во Дворце культуры швейников фабрики «Красная заря», сейчас там Дворец культуры МВД.  Играли для себя, учились, концертов не давали. Много экспериментировали.

Репетиция школьного ансамбля. Слева направо: Олег Гоцкозик — фортепиано, Игорь Кулевас – контрабас, Павел Вилемсен – гитара, Игорь Халиков – тромбон, Семен Мордухаев – саксофон. Фото из архива И. Халикова

Ученики школы Успенского и ее выпускники поддерживали дружеские отношения. Далеко не все после школы шли в консерваторию, поступали и в другие вузы. Например, в Ташкентский политехнический институт им. Беруни. Школа Успенского давала очень хорошее образование, которое открывало двери во многие высшие учебные заведения. А в институте был очень неплохой любительский эстрадный оркестр, настоящий полноценный биг-бэнд. Сюда и пригласили Игоря его школьные друзья, ставшие студентами политеха. Руководил оркестром Леонид Атабеков, ферганский музыкант, удивительно мягкий, приятный, музыкальный человек, грамотный оркестровщик. Спустя несколько лет он возглавил легендарный джазовый ансамбль «Сато», где играли прекрасные музыканты, настоящие профессионалы, включая Энвера Измайлова, блестящего гитариста мирового уровня.

Став музыкантом оркестра, Игорь впервые поехал на гастроли в составе диксиленда ТашПИ им. Беруни. Это была поездка в Свердловск на IX ежегодный студенческий фестиваль Уральского политехнического института (УПИ) «ВЕСНА УПИ-1972». Там молодой тромбонист получил свой первый диплом. Профессиональный уровень Игоря Халикова тогда уже позволял одновременно работать в нескольких ташкентских клубах руководителем музыкальных коллективов.

В 1971 г. Сергей Гилев, легендарная фигура ташкентского джазового сообщества, пригласил Игоря, тогда уже студента консерватории, и Олега Гоцкозика, к тому времени отменного пианиста, в только что созданный Гилевым ансамбль «Интер». Он базировался в Доме культуры им. А. В. Луначарского. Состав «Интера» определился так: музыкальный руководитель, клавиши и аранжировки – Олег Гоцкозик, ударные – Костас Белевендис и Сергей Гилев (он же художественный руководитель), бас-гитара – Костас Анастадиадис, соло–гитара – Александр Москалев (сейчас живет в пригороде Филадельфии), ритм-гитара– Герхард Вальтер (сейчас живет в Германии), альт-саксофон и флейта – Вячеслав Кох (сейчас живет в Германии), труба – Игорь Демаков, тромбон – Игорь Халиков. В группе также выступали трубач Юрий Парфенов, саксофонист Семен Мордухаев и тромбонист Виктор Курницкий.  Вокальную группу в разное время составляли: Равшан Закиров, Ирина Дворникова, И. Терехин, Д. Заиров. В названии «Интер» был «зашифрован» интернациональный состав коллектива: греки, евреи, немцы, русские, узбеки. Писали свои песни (авторы Г. Вальтер — музыка, Д. Заиров — тексты), обрабатывали народные мелодии, синтезируя их с динамикой рока и джазовыми импровизациями. Статус ансамбля был любительский. 

«ИНТЕР» (1973). Спиной стоит Олег Гоцкозик. Слева направо: Равшан Закиров (вокал), Герхард Вальтер (гитара), ?, ?, Александр Москалёв (гитара), Виктор Курницкий (тромбон),   Семён Мордухаев (саксофон), Юрий Парфёнов и Игорь Демаков (трубы). Игорь Халиков тогда уже был в «Ялле». Фото из архива Игоря Халикова.

«Интер» исполнял непривычный для Ташкента, да и для всего СССР тех лет джаз-рок, оказавшись одним из первых советских ансамблей такого рода. Своей магистральной задачей музыканты ансамбля видели сочетание национальных музыкальных традиций с джазовой и рок-музыкой.

Они стали играть джаз-рок в стиле находившихся тогда на пике популярности американских джаз-рок групп Chicago и Blood, Sweat and Tears. но интерпретируя в этот формат национальные мелодии. 

Репетировали много и с удовольствием. Довольно скоро начались поездки по республике, но поскольку статус ансамбля покуда оставался любительским, вознаграждения музыканты не получали. Но транспорт, размещение в гостиницах и питание им оплачивали.   

Позднее известный ташкентский музыкант, летописец узбекского рока Геннадий Садовников так описал этот коллектив: «характер умеренно поюще-пьющий; по духу — струнно-духовой; вероисповедание — джаз-рок». К сожалению, записи тех лет не сохранились. 

Участники ансамбля «Интер» на телепередаче «Молодые голоса» (1972). Фото из книги С. Гилева «Беседы о джазе». 

Выступали и на конкурсах. Но играли музыку, которая плохо вписывалась в понимание тогдашних музыкальных властей. Кое-чего, однако, удалось добиться. На городском этапе всесоюзного телеконкурса «Молодые голоса» в 1972 г. председатель жюри, пишет Сергей Гилев в «Беседах о джазе», заявил, что «Интер» выступил на высоком профессиональном уровне, но … так играть не надо!?. Большая часть публики, протестуя, покинула зал. Несмотря на такой казус, «Интер» пробился через зональный конкурс и успешно выступил в Москве, занял второе место, получил звание лауреата и выслушал немало лестных слов от членов жюри мэтров-композиторов Л. Афанасьева, Юрия Саульского и Микаэла Таривердиева.

Продолжение следует

Александр ПОПОВ

На заставке: Игорь Халиков в начале творческого пути. Фото из его архива.  


[1] Валерий Силин, в дальнейшем композитор, пианист, джазовый музыкант, в 1974 г. музыкальный руководитель оркестра мюзик-холла Батыра Закирова.  

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Саммит COP29: Азербайджан становится главным дипломатическим игроком в регионе

После распада Советского Союза постсоветские страны, интегрированные в систему международных отношений, вот уже более 30 лет с момента обретения...

Больше похожих статей