back to top
8.3 C
Узбекистан
Пятница, 22 ноября, 2024

Валерий  Магай. Памяти замечательного музыканта

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

Нет ничего нелепее  смерти в расцвете творческих сил. Он ушел из жизни на днях, 3 марта, в возрасте 65 лет. Сегодня девятый день, как его нет с нами. Ушел он несправедливо рано, но успел  оставить заметный след в истории Государственной консерватории Узбекистана. Доцент кафедры струнных инструментов, один из создателей студенческого камерного ансамбля, любимый педагог и коллега. Наконец, талантливый музыкант, исключительно преданный Узбекистану, не покинувший его, несмотря на заманчивые предложения. Таким запомнится Валерий Магай, даривший нам радость, свое творчество, педагогический талант, отдававший ему себя без остатка.

Он был очень гармоничной личностью и одним из немногих людей, кто любил музыку в себе, а не себя в музыке. Все, что Магай делал, было проникнуто духом мудрости и искренности. Музыкальное образование он начал в Республиканской специализированной школе-интернате имени Р.М.Глиэра вначале в классе Виктора Наумовича Шерешевского, а затем у легендарного Бориса Александровича Тителя – одного из учеников величайшего преподавателя музыки Столярского. Знаменитый Жак Тибо так отзывался о Петре Соломоновиче: «Его педагогика – то, чем должно гордиться мировое искусство». А сын Тителя – ныне известный российский оперный режиссер Александр Титель,  в одном из интервью рассказывал, как его отец  каждое утро начинал с того, что разыгрывался каприсами Паганини, что он или солировал, или преподавал в консерватории, или играл в оркестре  ансамбля радиокомитета.

А когда Давид Ойстрах приезжал на гастроли в Ташкент, то после концерта приходил к ним в гости, потому что учился с Борисом Александровичем в знаменитой школе имени Столярского в Одессе. «Папа был на два года младше Давида Федоровича, – вспоминал Александр Борисович, – они вместе выиграли первый конкурс – у Ойстраха была первая премия, а у папы вторая».

Под руководством такого музыканта и педагога от Бога Магай продолжал совершенствовать игру на скрипке. Уже тогда Валерий играл достаточно свободно, бегло, интонационно чисто. Однако впереди еще были годы упорной учебы в Ташкентской консерватории. Борис Александрович работал с ним над звуком, ритмом, динамикой и, конечно, самое главное – над глубоким постижением внутреннего содержания музыки. И все эти годы Валерий с самозабвением играл опусы композиторов  разных эпох, полностью погружаясь в музыкальный материал. А потом была работа в камерном оркестре Гостелерадиокомпании Узбекистана, созданным Эльдаром Азимовым, творческая дружба с которым продолжалась до конца жизни Валерия. В этом коллективе Магай продолжал с упоением играть музыку  композиторов  разных эпох и стилей, успешно совмещая работу в оркестре с педагогической деятельностью. 

Как-то в беседе со мной он признался: «Если моя игра улучшилась, то это произошло еще и от того, что я постоянно общаюсь с талантливой молодежью и что-то постоянно черпаю от нее».

Как педагог Валерий Владимирович был предельно требовательным. Ленивых не терпел. Он великолепно понимал, что скрипач формируется с самых ранних лет обучения. Вот почему столько сил, внимания и времени Магай уделял не только работе со студентами консерватории, но и с юными учащимися. Каждый из них для него являлся близким, родным. Как хороший психолог, он умел вовремя помочь, наставить, умел защитить и оградить. Он всегда очень хорошо помнил, какие указания сделал на предыдущем уроке, и сердился, если ученик был невнимателен и не все выполнял. В своих объяснениях он всегда был очень точен – никаких «общих» слов. Сразу показывал, как должно звучать, и каким приемом этого следует добиться.

Большое значение придавал Валерий Владимирович выступлению своих подопечных на концертной эстраде, поэтому и готовил их тщательно к совместной работе с выступлениями с различными коллективами Узбекистана, будь то Национальный симфонический оркестр Узбекистана, камерные оркестры «Туркистон» или «Солисты Узбекистана».

Он одним из первых поддержал идею своего коллеги, доцента кафедры струнных инструментов Д. П. Овчинникова о создании Студенческого камерного ансамбля, который они сформировали в 2012 году на базе производственной практики. Обоим было не по душе, что студенты оркестрового факультета проходили практику пассивно, посещая оркестровые репетиции известных коллективов Государственной филармонии Узбекистана или Музыкального театра-студии   консерватории, где они выступали в роли наблюдателей репетиционного процесса, не принимая в нем активного участия, столь важного для оркестрового музыканта. Поэтому и Дмитрий Петрович, и Валерий Владимирович ратовали за то, чтобы их подопечные были причастны к этой профессии, зная ее основную задачу: умение сохранить индивидуальность исполнительского почерка и предельно точно реализовывать замысел автора и дирижера.

Вспоминается один из монографических  классических вечеров «Скрипичные концерты И. С. Баха», в котором приняли участие ученики  класса В. В. Магая. Ему, как и многим другим профессионалам, хорошо было известно, что при всей простоте (имеется в виду технический уровень, виртуозность) Баха неимоверно сложно играть. Впрочем, как и Моцарта, Скарлатти, Гайдна. Музыка Баха такая живая, смелая, дерзкая, наделенная тонким интеллектуальным нервом, требует естественности исполнения и зрелости духовного опыта. Именно в этом совмещении и заключается секрет исполнения сочинений этого композитора. В тот незабываемый вечер, воспитанники Магая продемонстрировали виртуозную технику, трепетную и эмоциональную манеру исполнения скрипичных концертов Баха в сопровождении камерного оркестра «Туркистон» под управлением заслуженного деятеля искусств Узбекистана, профессора Эльдара Азимова. В финале вечера слушатели долго не расходились, они аплодировали, кричали «браво». На сцену пришлось подняться Валерию Магаю, разделившему успех со своими учениками. Он тепло поблагодарил маэстро Азимова, оркестр «Туркистон» и поздравил своих солистов.

Все, что бы Магай ни делал – все у него получалось очень талантливо: и исполнительство, и преподавание. Скрипка подарила ему ни с чем несравнимое удовольствие и наполнила жизнь смыслом. Благодаря его усердному труду и целеустремленности немало молодежи пришло к пониманию классической музыки, а ценители открыли для себя новые молодые дарования, поскольку одним из направлений деятельности Валерия Владимировича являлось просветительство. При этом он всегда оставался очень простым в общении, уравновешенным, оптимистичным, жизнерадостным и дружелюбным человеком с прекрасно развитым чувством юмора. На него всегда было приятно смотреть. Он выглядел элегантно и внушительно в своих  импозантных пиджаках и костюмах, которые сидели на нем безупречно. Несомненно, он умел их носить с достоинством и без комплексов.

Но главное – Валерий глубоко понимал музыку. И мы за это его уважали. Как оценить  степень утраты, если она всегда невосполнима?! Смерть Магая шокировала  тех, кто его знал. Музыкант скончался, так и не сумев победить инсульт. Ушел наш коллега – позитивный, талантливый и очень хороший человек. Светлая память Валерию Магаю…

Инесса Гульзарова, музыковед.

Фото из архива профессора Р. Г. Кадырова и учеников В. В. Магая.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Европейское кино на большом экране: фестиваль, который нельзя пропустить

С 29 ноября по 1 декабря в Национальном дворце киноискусств (Панорама) пройдет IX Фестиваль европейского кино, организованный Делегацией Европейского...

Больше похожих статей