back to top
19.4 C
Узбекистан
Воскресенье, 19 мая, 2024

«Звуковые узоры» в знак светлой памяти Роберта Блэка

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,340ПодписчикиПодписаться

Концертная программа реализована в рамках проекта «АСМО» «Лабораторией современной музыки» и ансамблем «Омнибус» в Государственной консерватории Узбекистана.

На днях в «Лаборатории современной музыки» при Государственной консерватории Узбекистана в рамках образовательного проекта «АСМО»- «АКАДЕМИЯ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ ОМНИБУС» состоялась уникальная концертная программа под названием «ЗВУКОВЫЕ УЗОРЫ, посвященная памяти выдающегося американского контрабасиста, музыканта-виртуоза знаменитого ансамбля «Bang on a can» — Роберта Блэка.

Роберт Блэк   —  один из самых известных исполнителей на контрабасе. Он буквально заставлял этот инструмент звучать иначе, раскрывая своей виртуозной интерпретацией весь потенциал инструмента и меняя его традиционное (классическое) звучание до неузнаваемости. Являясь сильнейшим мастером контрабасового искусства, Роберт Блэк, поражал слушателей своей яркой чуткой выразительностью и свободной безупречной техникой владения инструментом, способствующей новому ультрасовременному прочтению сложных опусов ХХ и ХХI вв.

Напомним, что знакомство с Робертом Блэком студентов и педагогов Государственной консерватории Узбекистана состоялось еще в 2007 г., а 31 октября 2020 г. музыкант, в режиме онлайн, провел интересный мастер-класс, продемонстрировав яркие исполнительские приемы и всевозможные эффекты на контрабасе.

Концертная программа «ЗВУКОВЫЕ УЗОРЫ» в рамках проекта «АСМО», включающая в себя 8 различных пьес и воплощающая современное и национальное звучание, представляет собой одну единую целую коллективную музыкальную композицию, звучавшую 40-50 минут в режиме «non stop». Это был, своего рода, реквием памяти Роберта Блэка.

В концерте прозвучали совершенно новые музыкальные пьесы, совместно сочиненные и исполненные студентами-композиторами — Николя Габриелян, Дильбар Фахридиновой, Одиной Омонжоновой, Жасуром Облетом и студентами-контрабасистами – Навшодбеком Орибжоновым, Норбеком Буронбоевым, Музаффаром Тиллаевым, Аюбхоном  Нумоновым  под руководством композитора и дирижёра, доцента кафедры композиции и инструментовки Государственной консерватории Узбекистана — Джахонгира Шукура и музыканта-контрабасиста — Музаффара Рассулходжаева.

Уникальность программы «ЗВУКОВЫЕ УЗОРЫ» и проекта «АСМО» — «АКАДЕМИЯ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ ОМНИБУС» в том, что это проект коллаборация – объединение умений, навыков, опыта, знаний, ресурсов для решения сложных интересных задач и достижения наивысших совместных результатов, это проект, где синтезировались два направления: композиторское и исполнительское.  Студенты-композиторы сами являлись как авторами своих пьес, так и исполнителями на ударных инструментах, а студенты-контрабасисты предстали перед слушателями в роли композиторов, одновременно интерпретировав сложные партии на контрабасе. В этой связи подчеркнем основную цель проекта — повышение статуса и значительного интереса к контрабасу среди молодежи.

Отметим, что все пьесы написаны специальным методом сочинения музыки -– «МКРК» — «Методом коллективной резонансной композиции», разработанного тренерами лаборатории. «МКРК» — это инновационный метод создания музыки, это новая концепция творческого процесса, в основе которой лежит система духовных понятий и терминов, теоретических знаний и практических навыков, способных структурировать музыкальное сочинение и его интерпретацию на совершенно новом уровне мышления, это синтез сочинительской, исполнительской и импровизаторской деятельностей.

Такой взаимообмен знаниями, навыками и опытом между студентами двух различных специальностей способствует качественному повышению уровня образования и обеспечивает высокий профессионализм на международном уровне. Этот совершенно новый формат проекта в аспекте синтеза искусств, начал активно развиваться в Государственной консерватории Узбекистана с создания «Лаборатории современной музыки», состав которой представляет профессиональный коллектив, единственный в Центральный Азии ансамбль современной музыки международного значения –  ансамбль «Омнибус» (художественный руководитель – Артем Ким).

Своим ярким и проникновенным исполнением, ребята, совместно с наставниками лаборатории и тренерами ансамбля «Омнибус», продемонстрировали огромнейший потенциал всех художественных и технических средств, такого, казалось бы, неподвижного инструмента, как контрабас.

Концертная программа «ЗВУКОВЫЕ УЗОРЫ» являет собой, с одной стороны современное звучание, изобилующее всевозможными эффектами, приемами, техниками письма, но и с другой стороны воплощение богатого звукового мира Центральной Азии, его обычаев и традиций, быта и образа жизни кочевого народа. Неслучайно, музыка ассоциируется с визуальным видеорядом, отражающим страницы истории Центральной Азии – «Великий шелковый путь», картины общества, быта, природы, охоты, войны и др.: в первую очередь, этому способствуют имитации тембрам традиционных инструментов — уда, сато, дутара, чанг-кобуза, дойры различными исполнительскими возможностями контрабаса, благодаря которым музыка обретает национальное звучание. В этом отношении контрабас, трансформируясь, звучит новыми гранями, новыми красками, обретая совершенно новые смыслы.

Яркая, свежая, то рефлективно медитативная, то динамично развивающаяся, музыка, отличается непрерывностью и текучестью развития, где драматургия целостной музыкальной композиции схожа с принципами макомной драматургии – даромад, миёнхат, дунаср, аудж, катта аудж, фуровард. Также отметим, что концептуальные точки композиции сосредотачивались на кульминационных моментах, сменяясь темповыми (то медленно текучие, плавные, то быстро развивающиеся динамичные) и жанровыми (песенные, танцевальные, моторные, речитативно-декламационные) сравнительно-сопоставительными контрастами. Особо эффектно прозвучали имитации тембрам традиционных инструментов тембром контрабаса, его сольные партии, переклички 4-х и 2-х контрабасов различными приемами (традиционными и нетрадиционными способами звукоизвлечения), эффектные фоновые ударные инструменты, моменты tutti, а также вокальный фрагмент, где все участники исполнили хоровую партию.

Вокально-инструментальное коллективное сочинение, одновременно являясь и современным, и традиционным, в основном сохраняло дух   медитативности – одной из характерных черт мышления и образа жизни тюркских народов, своего рода самоуглубленность, погруженность, абстрагированность, интровертность, сосредоточенность и рефлективность.

Отметим, что музыка произвела восторженное впечатление на слушателей и вызвала яркие эмоции: потрясенные лица, возбужденное состояние людей, громкие овации, нескончаемые крики «браво», долгие аплодисменты и бурные обсуждения после концерта.

Своими впечатлениями поделилась композитор, Дилором Сайдаминова: «Я потрясена и все потрясены. Проект «АСМО» и программа «Звуковые узоры» — это искусство, это интеллект, это наивысшая деятельность человека, это исконно глубокие внутренние человеческие переживания. У нас есть будущее и будущее прекрасно».

Свой восторженный отзыв также оставила композитор, профессор кафедры композиции и инструментовки ГКУз, Хуршида Хасанова: «Я в восторге.  Получилось отлично. Скажу честно, что я не ожидала. Звучало сугубо национально. Контрабас прозвучал в совершенно новом амплуа. Я поздравляю всех участников и в, частности, Джахонгира Шукура, так как проделана большая работа. Я хочу пожелать, чтоб таких концертов было больше. Мы должны идти в ногу со временем. Сейчас уже ХХI век».

Также своим мнением поделилась Николя Габриелян, одна из участниц проекта, композитор: «Проект был интересен для меня самой идеей использования контрабаса в нестандартном к нему подходе, то есть идеей имитации традиционных инструментов тембром контрабаса. Где мы такое могли увидеть и услышать?  Конечно, только в лаборатории современной музыки. Особо впечатляло использование контрабаса, к примеру, как ударного инструмента или как традиционного (уда). Также отмечу концепцию работы композитора и исполнителя —  это в принципе важно для исполнителя: почувствовать себя в роли композитора. Самым удивительным для меня было то, что с самых первых репетиций у наших ребят загорелись глаза. Они играли и работали с большим желанием. Не все исполнители сейчас могут понять и принять современную музыку, так как для многих это совершенно далекая сфера, с которой они не хотят соприкасаться. А здесь я увидела желание, рвение, это было вдохновляющим как для композиторов, так и для исполнителей. Думаю, что для них это было испытанием их возможностей: где-то нужно было применить технические навыки, где-то выразительные, а где-то просто фантазию. Я считаю, что это классно работать в команде, и, всё это было крутым и полезным опытом».

Посвящая свою музыку Роберту Блэку, студенты консерватории отдают дань памяти этому маститому музыканту и выражают огромную благодарность за демонстрацию его секретов мастерства. Результатами работы студентов, совместно с наставниками лаборатории, явилась концертная программа «ЗВУКОВЫЕ УЗОРЫ», которая надолго останется в памяти благодарных слушателей, а партитуры пьес молодых композиторов станут отправной точкой создания интересной музыки для различных инструментов.

Особо отметим качественную, плодотворную, высоко профессиональную работу композитора и дирижера, Джахонгира Шукура, и музыканта-контрабасиста, Музафара Рассулходжаева, которые на протяжении пяти месяцев работали над этим проектом, оттачивая мастерство студентов день ото дня.

Сегодня с нами нет Роберта Блэка, но музыкальное искусство на контрабасе продолжает жить и удивлять слушателей снова и снова. Подтверждение этого – прошедший в атмосфере абсолютного творчества и тишины концерт «ЗВУКОВЫЕ УЗОРЫ», который затронул сердце каждого.

Алина КУТЛУЧУРИНА, музыковед, доктор философии по искусствоведению PhD Государственной консерватории Узбекистана

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Цветы и единство: фестиваль цветов и культурное сближение

19 мая в Намангане стартовал 63-й международный фестиваль цветов, событие, которое не только украшает улицы города, но и объединяет...

Больше похожих статей