back to top
4.8 C
Узбекистан
Пятница, 22 ноября, 2024

Муяссар Раззакова. Примадонна оперной сцены. К юбилею певицы

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

Ее называют женщиной без возраста и говорят, что она в четыре раза моложе всех, кто появился на свет в любой другой день, ведь свой настоящий день рождения она может отпраздновать только раз в четыре года, 29 февраля. Согласитесь, это уникальный день, ведь он случается только в високосные годы, поэтому считают, что и люди, появившиеся 29 февраля, уникальны уже от рождения. И есть среди них довольно много знаменитостей, одна из которых сегодня отмечает свой юбилей. Это наша соотечественница Муяссар Раззакова – солистка Государственного академического Большого театра имени А. Навои, народная артистка Узбекистана и Каракалпакстана, лауреат республиканских и международных конкурсов, кавалер орденов «Буюк хизматлари учун» и «Мехнат Шухрати», профессор и заведующая кафедрой академического пения и оперной подготовки Государственной консерватории Узбекистана. Имя этой певицы известно широкой публике. Ее серебристый голос такой сверкающей силы  и обволакивающей  красоты не часто услышишь в наши дни.

Она появилась на свет 29 февраля 1964 года в далеком кишлаке Берунийского района Каракалпакии в многодетной семье ударника труда, председателя передового колхоза Кадыра Раззакова и заведующей детским садом Кумушой Раззаковой. Ее родители мечтали о том, чтобы дочь получила «серьезную» профессию, а она мечтала о карьере оперной певицы. Говорят, люди   високосного года настаивают на личном выборе. У них есть способность подняться над любой ситуацией и превратить ее в успех. Они никогда не сомневаются в своей способности  преодолевать препятствия. Яркий пример этому  моя героиня, жизнь которой образец для подражания, как можно достичь всего в своей карьере, благодаря собственному таланту, кропотливому труду и настойчивости в достижении своей цели.

Муяссар с детства любила музыку. Но в ее кишлаке не было музыкальной школы, зато работал драматический кружок, в котором подростков обучали пению, танцам, умению декламировать стихи. В нем занимались пением ее старшие сестры, которые однажды взяли шестилетнюю Муяссар с собой. В тот день пение талантливой девочки услышал их педагог Абдукарим Атаджанов, который стал регулярно с ней заниматься вокалом. С тех пор будущая певица проводила все свое свободное время в кружке, где с энтузиазмом разучивала народные песни и макомы. А в неполные семь лет она стала победительницей межрайонного конкурса, в котором соревновалась не только с подростками, но и с взрослыми девушками, а потом последовала победа на конкурсе «Мархабо, талантлар», который проходил в Ташкенте. На этом музыкальном форуме ее услышала  и высоко оценила одна из ее будущих наставниц в консерватории народная артистка СССР Саодат Кабулова. Правда юная исполнительница не скоро оказалась в Ташкенте.

Вернувшись домой, она продолжала посещать кружок  и ежедневно с упоением слушала по радио арии из опер и романсы в исполнении известных певцов. Не зная ни одной ноты, юная Муяссар пела по слуху вместе с исполнительницами на языке оригинала партии Виолетты, Джильды, Мими. А в 13 лет заявила родителям, что хочет стать оперной певицей.

Через  четыре года Раззакова, не имея аттестата об окончании музыкальной школы, в которой ни дня не училась, приехала в Ташкент поступать в консерваторию. Ее приняли, но на подготовительное отделение, по окончании которого, пройдя жесткий конкурсный отбор, она стала студенткой  вокального факультета. Несмотря на талант, ключевую роль в ее судьбе сыграли упорство и целеустремленность. Занималась она в классе выдающейся певицы, народной артистки Узбекистана Р. Б. Лаут. Понимала она очень быстро, буквально с первого раза и стала одной из любимых студенток Розалинды Бернгардовны.

Успех пришел к Муяссар, когда она одержала победу на нескольких музыкальных конкурсах, а популярность, – когда была принята в оперную труппу Государственного академического Большого театра имени А. Навои, в котором служит уже  35 лет.

Ее первой героиней стала Виолетта Валерии из «Травиаты» Верди. Эта партия справедливо считается одной из сложнейших в оперном репертуаре лирико-колоратурного сопрано. Она очень трудна вокально и крайне эмоционально насыщена. Слушая Раззакову, не замечаешь этих трудностей. Музыкальный рисунок партии воспроизводится певицей абсолютно точно, не нарушается ни одной ложной интонацией, вызванной стремлением к большей эффектности. В тот памятный вечер она была удостоена любви и восторга публики. Однако певица ни на минуту не прекращала совершенствовать свой вокал, продолжая учиться и с усердием готовиться к каждой партии, осваивая особенности французской, немецкой, итальянской вокальных школ.

Безусловно, это было не просто, но она с детства привыкла трудиться. Муяссар переходила от сложной партии к более сложной, и ее мастерство пения росло вместе с ней. Она правдиво раскрывала многогранный духовный мир той или иной своей героини, спев немало оперных партий. Назову такие, как Джильда («Риголетто») Джузеппе Верди, Розина («Севильский цирюльник») Джоаккино Россини, Лючия («Лючия ди Ламмермур») Гаэтано Доницетти, Сантуцца («Сельская честь»») Пьетро Масканьи, Марфа («Царская невеста») Николая Римского-Корсакова, Ойхон («Проделки Майсары») Сулеймана Юдакова, Дилором («Дилором») Мухтара Ашрафи и многие другие. Каждая из них дорога певице. Осваивая стилистические особенности этих партий, она старалась достичь не только актерского, но и вокального перевоплощения в образ.

Прекрасно  владеет Муяссар Раззакова и концертным стилем исполнения. Как правило, ее камерные программы содержательны и оригинальны. Ее музыкальная чуткость, культура в подходе к поэтическому тексту, интересная трактовка того или иного романса, замечательная техника  и актерская выразительность привлекают любителей вокального искусства на ее концерты. И не только. Композиторы Узбекистана посвящают ей свои вокальные опусы. И их в ее исполнительской «копилке» много: сто из них она записала на радио. Певица сотрудничала с ушедшим Анором Назаровым.  Интересно ей работать и с Мустафо Бафоевым, Рустамом Абдуллаевым, Хабибулло Рахимовым, Алишером Икрамовым, Алишером Расуловым.

Выступления Раззаковой по стране и за рубежом имели большой успех.   Ее таланту аплодировали в известных  театрах и концертных залах Италии, Франции, Германии, Испании, США, Египта, России и других странах. Она пела с великой Еленой Образцовой и с такими мировыми звездами, как Зураб Соткилава, Маквала Касрашвили, Вероника Джиоева, Иляна Котрубаш, Алексей Татаринцев и многими другими. А после ее сольного концерта в Санкт-Петербурге в прессе процитировали слова космонавта Георгия Гречко, которые  он сказал нашей соотечественнице после концерта: «Вы замечательно поете, а когда исполняли романс «Кашмирда» на узбекском языке, я, не зная его, по Вашему исполнению поняв, о чем он, заплакал». Эти слова дорогого стоят. Они являются доказательством того, что без души  в искусстве нельзя. Нужно, чтобы слушатель тебе верил, плакал с тобой и смеялся, ненавидел или любил. Что касается Раззаковой, то она умеет разбудить чужую душу, иначе бы не выходила на сцену.

С 2011 года Муяссар Кадыровна начала педагогическую деятельность в Государственной консерватории Узбекистана. Находящаяся в расцвете своего таланта, она щедро делится с молодежью секретами мастерства, стремясь передать своим воспитанникам бережное  и трепетное отношение к музыке, стремление к совершенству и творческое горение – качества которые позволяют ей самой достигать все новых и новых художественных высот.

Муяссар Раззакова все время в пути. И вряд ли когда-нибудь успокоится. Она считает себя счастливым человеком, потому что занимается любимым делом. Ее любовь – опера. И каждый раз она счастлива, когда на сцене переживает эти чувства. Сегодня певица готовится к своему юбилейному концерту, в котором вместе с ней выступят ее ученики. Пожелаем ей успешного выступления с нескончаемыми овациями благодарных слушателей! С юбилеем, примадонна оперной сцены!

Инесса Гульзарова, музыковед.

Фото Юрия Полянского

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Саммит COP29: Азербайджан становится главным дипломатическим игроком в регионе

После распада Советского Союза постсоветские страны, интегрированные в систему международных отношений, вот уже более 30 лет с момента обретения...

Больше похожих статей