back to top
1.8 C
Узбекистан
Пятница, 10 января, 2025

На острие “Большой игры”Василий Оскарович Клемм

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,180ПодписчикиПодписаться

Глава пятнадцатая

Отправив в конце мая 1917 г. большую часть своей семьи погостить в Сеул, где генеральным консулом служил двоюродный брат его второй жены, Клемм телеграфировал ей 19 июля: «Сегодня, по переданному мне Лопухиным предложению министра, я подал в отставку». Из-за случившегося большевистского переворота, Василию Оскаровичу не удалось вернуться на родину, где он потерял все свое состояние, включая два имения. В стороне от случившейся трагедии Клемм остаться не мог и стал активным участником Гражданской войны на Дальнем Востоке. «В 1918 г., — вспоминал он, — я присоединился к моему старому другу генералу Хорвату[1], с которым мы организовали первое движение, направленное на свержение большевистской власти в России. В качестве его советника по дипломатическим делам я поехал во Владивосток. Когда несколько позже образовалось первое сибирское правительство во главе с Вологодским[2], оно назначило Хорвата своим верховным комиссаром на Дальнем Востоке, а я стал заведовать его дипломатической канцелярией»[3]. После провозглашения адмирала А. В. Колчака «верховным правителем» Д. Л. Хорват вернулся в Харбин для управления Китайско-Восточной железной дорогой, а Клемм остался во Владивостоке, назначенный советником МИД на Дальнем Востоке на правах товарища министра.

Генерал Д. Л. Хорват. Фотография неустановленного мастера.

После поражения и расстрела адмирала Колчака[4], дипломатическим представителем которого на Дальнем Востоке, был Клемм, он уезжает в Харбин, где его друг генерал Хорват предоставляет ему место в администрации КВЖД.

Интересно. Что с именем Клемма связывают исчезновение золота Колчака. 24 мая 1920 года на стол российскому посланнику в Пекине князю Кудашеву легла шифрованная телеграмма, в которой сообщалось: «26 мая отправляется в Шанхай на казённом пароходе «Командор Беринг» партия золота около 600 пудов. Благоволите верным путём предупредить консульство в Шанхае принять все меры к беспрепятственной выгрузке. Золото заделано в посылки с надписью: «Официальная экспедиция» при курьерском листе. Клемм». Что это было за золото неизвестно. Возможно вывозились активы Дальневосточной республики, средства в японских банках и тому подобное. Есть вероятность, что это таинственно исчезнувшее «золото Колчака», − золотой запас Российской Империи, вывезенный из Казани. Об этом в частности пишет Владимир Шигин в книге «Загадка золотых конвоев».

В Харбине Василий Оскарович проработал недолго. В 1924 году советское правительство, восстановив дипломатические отношения с Китаем, договорилось о совместном управлении Китайско-восточной жедезной дороги.

Харбин. Открытое письмо «Управление Китайской Восточной железной дороги». 1920-1925 гг.

Церемония начала совместного советско-китайского управления КВЖД состоялась 3 октября 1924 г. Этот день стал драмой для многих русских жителей Харбина. С приходом советской власти на дорогу исчез последний островок дореволюционной российской жизни, чудом сохранившийся в полосе отчуждения до этого момента. Местные остряки прозвали этот день «Октябрьской революцией на дороге»[5].

Начались увольнения и аресты старого руководства КВЖД. Новый начальник управления дорогой со стороны Советской России Иванов в своём первом интервью харбинским журналистам заявил: «Коренные же враги Советской власти будут мешать своим присутствием установлению дружественных отношений России и Китая, и их мы должны убрать»[6]. 11 октября был уволен «высокий советник КВЖД» Д. Л. Хорват — «по несоответствию», та же участь постигла и старшего консультанта Правления Василия Оскаровича Клемма. Не дожидаясь ареста Хорват и Клемм уезжают в Пекин. Путь в китайскую столицу столицу пролегал через Сеул, где в то время служил уже знакомый нам дипломат Чиркин. Проводы семейства Клеммов Сергей Виссароионович описал в своих мемуарах: “В этот же день вечером мы покинули Фузаи и наутро были в Сеуле, где на вокзале нас встретили “молодые” Лютши и старушка-сестра Якова Яковлевича. Одновременно они провожали отъезжающую с нашим поездом в Пекин семью моего бывшего начальника по МИДу В. О. фон Клемма, бывшего министром иностранных дел при правительстве генерала Хорвата во Владивостоке. Клеммы находились в дальнем родстве с Лютшами и по оставлении генералом Хорватом поста верховного правителя прибыли в Корею и в течении долгого времени были гостями в консульстве, покинув Сеул ввиду изменившегося семейного положения Лютша и назначения Клемма работать в Пекине”[7].

В Пекине, зарабатывая на жизнь уроками и переводами, старый дипломат одновременно председательствовал в Русском эмигрантском комитете.

Но даже находясь за тысячи километров от своей бывшей родины, Клемм внимательно следил за происходящим в Туркестане, получая информацию как из материалов прессы, так и из корреспонденций своих бывших коллег по дипломатической службе. Результатом явилась интереснейшая работа “Очерк революционных событий в русской Средней Азии”, который Клемм закончил в 1922 году.

Интересна эта востоковедческая работа прежде всего тем, что представляет собой едва ли не первое цельное изложение драматических событий в Средней Азии во время революции и гражданской войны в России. В очерке впервые, вероятно, ярко описаны два важнейших эпизода Гражданской войны в Туркестане — кровавые события в Бухарском ханстве в марте 1918 года и антибольшевистский мятеж в Ташкенте в январе 1919 года.

Эта работа, долгое время пролежала в Коллекции В. Клемма в архиве Гуверовского института войны, революции и мира Стэнфордского университета (США) в виде рукописного текста на русском языке и машинописного на английском. Лишь относительно недавно очерк был опубликован В. Л. Генисом в журнале “Вопросы истории” в январе 2005 года.

Василий Оскарович в начале 1930-х годов перебрался из Пекина в Германию, где 20 сентября 1938 года скончался после тяжёлой болезни. Похоронен в Берлине.

Так закончил свой путь выдающийся дипломат и разведчик, один из ярчайших участников “Большой игры”, первый дипломатический представитель России в Индии, Василий Оскарович фон Клемм.

В.ФЕТИСОВ

На заставке: Группа участников-акционеров Китайско-Восточной железной дороги. Апрель 1918 г. Слева направо: сидят – В. О. фон Клемм, вице-адмирал А. В. Колчак, генерал Д. Л. Хорват, Л.А. Устругов; стоят – Гран, генерал М. М. Плешков, В. В. Граве, И. И. Десницкий, А. К. Митрофанов, Л. В. Фон Гойер.


[1] Хорват Дмитрий Леонидович (1858 — 1937) — русский генерал-лейтенант, инженер-путеец по образованию, в разные годы руководил различными участками железных дорог Российской империи, один из лидеров Белого движения на Дальнем Востоке. Благодаря своим природным дарованиям и исключительным служебным качествам быстро двигался по службе, занимал ряд должностей. В 1889 году, когда железнодорожная линия была построена до города Самарканда, назначен начальником дистанции по эксплуатации Самаркандского участка Закаспийской военной железной дороги.

[2] Вологодский Пётр Васильевич (1863 —) — российский государственный и общественный деятель. Второй и последний председатель Временного Сибирского правительства. Первый председатель Совета министров Российского государства. Почётный гражданин Сибири (1918).

[3] Вильям фон Клемм. Очерк революционных событий в русской Средней Азии. Предисловие В. Л. Гениса.   

  Вопросы истории: Ежемесячный журнал N. 1 /2005

[4] Колчак Александр Васильевич (1874 — 1920) — русский государственный, политический и военный деятель, учёный-океанограф, полярный исследователь (1900—1903), флотоводец (1915—1917), в 1914-17 гг. — вице-адмирал и адмирал Балтийского флота, с 1916 по 1918 гг. — командующий Черноморским флотом, член-корреспондент Петербургской Академии наук, вошедший в историю как руководитель Белого движения во время Гражданской войны в России. Верховный правитель России (18 ноября 1918 — 7 февраля 1920) и Верховный главнокомандующий Русской армией (ноябрь 1918 — 4 января 1920).

Участник Русско-японской и Первой мировой войн. Георгиевский кавалер. Адмирал (1918).

[5] Аблова Н. Е. КВЖД и российская эмиграция в Китае: международные и политические аспекты истории (первая половина XX в.). М.: Русская панорама. 2004

[6] Там же.

[7] Чиркин С. В. Двадцать лет службы на Востоке. Записки царского дипломата. М; Русский путь 2006

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Центральный банк опроверг слухи о снятии денег с карт узбекистанцев при ответе на звонки

В последние дни в социальных сетях распространились слухи о том, что при ответе на звонки с неизвестных номеров с...

Больше похожих статей