Одним из направлений современной молодежной миграции можно считать интеллектуальную миграцию, также известную как “brain drain” («утечка мозгов»). Под термином интеллектуальной миграции подразумевается процесс миграции, при которой массово уезжают квалифицированные кадры и ученые для работы за пределами своей страны. Более широкое значение интеллектуальной миграции – это трансграничное перемещение научно-технических специалистов, творческой интеллигенции и студентов, получающих образование за рубежом и пожелавших там остаться на продолжительное время. Таким образом, интеллектуальная миграция включает в себя миграцию не только с целью поиска работы, но и с целью получения образования. Согласно данным, Индекс «утечки мозгов» (максимальный показатель – 10) в регионах Центральной Азии составляет: Казахстан – 4.3, Туркменистан – 4.4, Узбекистан – 5.1, Таджикистан – 5.5, Кыргызстан – 6.7.
Обычно основными причинами «утечки мозгов» являются экономические факторы, невостребованность научных кадров ввиду отставания государства в НТП, стремление развитых стран привлекать специалистов через соответствующие программы, кризис национальных систем образования, обострение политической ситуации и также социально-правовые проблемы.
В Узбекистане, по оценкам экспертов, доля молодежи среди мигрантов составляет от 20 % до 70 %. По некоторым данным, из 1,5 млн рабочих-мигрантов из Узбекистана в России в 2017 г. 60 % составляла молодежь в возрасте до 30 лет. Так, по данным опроса молодежи, из 1000 респондентов 65 подтвердили, что в ближайшее время планируют покинуть Узбекистан, а 87 человек придерживались нейтральной позиции в этом вопросе. Из планирующих уехать за рубеж – 26,5% с целью получения образования и в таком же количестве, 26,5%, с целью трудоустройства.
Например, в 2021-2022 гг. 86 159 студентов из Узбекистана обучались за рубежом. Из них 48 700 студента (60%) обучались в России, 89 300 – в Казахстане, 77 600 – на Украине, 63 600 – в Туркмении, 23 000 – в Беларуси, 13 000 – в Киргизии, 1 074– в Южной Корее и 1 025 – в Латвии и т.д.
В Узбекистане в последнее время активно поднимается гендерный вопрос. Среди занятого населения преобладает мужская половина, а женщины чаще заняты домашним хозяйством, уходом за детьми. Особенно сильно это проявляется в сельской местности. Отсюда вытекает зависимость низкого уровня образованности и отсутствия постоянного места работы у молодых женщин. Если выпускник школы провалив экзамены в университет, повторно пробует поступить на следующий год, то девушка, которая не смогла поступить на учебу в вуз, чаще выходит замуж и уже отказывается от светлого карьерного будущего. Учитывая такую тенденцию, с 2022-2023 учебного года всем девушкам, поступившим на учебу в магистратуру в государственные вузы Узбекистана, государство безвозмездно финансирует оплату контракта.
Исследования молодежного рынка труда показали, что увеличение численности молодежи, имеющей высшее образование на 20% и снижение удельного веса молодежи, выехавшей за границу, до 15% в 2026 г. против 30,7% в 2020 г., влечет за собой необходимость правительством страны принимать кардинальные меры по созданию новых рабочих мест, поскольку это может привести к новой волне безработицы на молодежном рынке труда и усугублению всех сопутствующих ей негативных процессов. Активно внедряется и цифровое образование в Узбекистане, что позволяет гражданам страны учиться в зарубежных вузах, не покидая национальные границы.
Одним из наиболее важных вопросов являются планы студентов после завершения обучения. Согласно данным проведенных опросов, 76% студентов указали, что если бы они обучались за рубежом, то после завершения учебы остались бы в стране обучения и работали на временной или постоянной основе. Поэтому одна из главных целей государства – это удержание молодых ученых, специалистов и абитуриентов внутри страны такими способами, как:
— усиление интеллектуального потенциала молодежи, создание условий для получения ею высшего, а также средне-специального образования, профессиональных умений и навыков. Например, за последние годы в Узбекистане идет активная работа по привлечению ведущих зарубежных вузов к открытию филиалов в Узбекистане. На данный момент по всей республике функционирует 154 высшее учебное заведение (808 400 студентов), из которых 31 – филиалы иностранных вузов;
— повышение оплаты труда высококвалифицированной молодежи, как занимающейся интеллектуальным, так и занимающейся физическим трудом. Это позволит снизить миграционные оттоки молодого поколения в другие страны;
— дальнейшее увеличение объемов общественного производства и количества вновь созданных предприятий, что возможно за счет дополнительного привлечения инвестиций, повышения конкурентоспособности продукции, эффективного использования бюджетных средств, направляемых на финансирование экономики, максимальное использование конкурентных преимуществ республики.
Для рационального регулирования миграционными процессами на международном уровне требуется увеличение инвестиций в человеческий капитал в интегрирующейся стране. В странах, где не уделяется достаточно внимания проблемам нелегальной и легальной миграции, которые также являются важными факторами развития в мировой экономике, увеличиваются недовольства среди мигрантов и местного коренного населения, повышается риск потери политической и экономической стабильности в стране, может даже появиться межэтническое и межрелигиозное насилие. Международная миграция непосредственно взаимосвязана с глобализацией всех стран мирового сообщества. Мигранты по возращению становятся двигателями перемен и инноваций, практикуют новые знания, навыки и предпринимательские идеи, которые необходимы стране в период трансформации экономики. Несмотря на то, что вопрос международной миграции все еще остается достаточно малоизученным, его актуальность с каждым годом только растет.
Исмат КУЧИЕВ
(продолжение следует)