11 октября 2023 года Gazeta.uz опубликовала статью Мавлюды Аббасовой-Юсуповой «Тотальный и безнаказанный плагиат ведёт к профанации и деградации науки Узбекистана». Автор – профессор, доктор архитектуры, заведующий отделом архитектуры Института искусствознания Академии наук Республики Узбекистан подняла актуальную проблему плагиата в научных статьях и предоставила факты нарушения научной этики, имевшие место в том числе в сборнике тезисов Ташкентского архитектурно-строительного университета по материалам международной конференции «Тенденции формирования правил городского дизайна и приоритетные проблемы архитектурной среды» за 2023 год.
«…я обнаружила, что в статье «Проблемы строительства зданий и сооружений в исторической среде» Лобар Ульмасовны Расул-Заде, кандидата архитектуры, доцента Ташкентского архитектурно-строительного университета, 3 из 7 страниц подряд, слово в слово, мягко говоря, заимствованы из моей статьи без ссылки на автора», – пишет Мавлюда Юсупова.
В редакцию nuz.uz обратилась Лобар Расул-Заде с просьбой восстановить справедливость, так как ославить человека на всю страну легко, а вернуть доброе имя сложно. Редакция предоставляет в данной статье только факты, будучи убежденной в том, что любой человек, тем более представитель научной интеллигенции, имеет право на опровержение и ответ оппоненту.
Рейтинги как мера профессионализма
Нарушения информационной этики в вузах имеют место, и чтобы устранить последствия, необходимо установить причины. В чем причина «заимствования чужого» текста? Давайте разбираться.
Журналисты хорошо знакомы с практикой, когда, собирая основу для статьи, они ищут информацию в сторонних источниках. Сведения собираются, анализируются, осмысливаются и, переработанные, используются в необходимом контексте. То же делает любой специалист в период подготовки своей публикации. Сначала формируется черновой вариант, куда закидывается вся собранная информация, и уже на выходе появляется чистовой – авторская статья. Но иногда случаются технические накладки, когда по тем или иным причинам в свет выходит не отредактированный текст, а исходник. Так и получилось в случае с «плагиатом» Лобар Расул-Заде.
– Начну с системы рейтингов как показателей эффективности преподавательской деятельности. Вы сейчас поймете, почему я говорю о них. Безусловно, рейтинги являются основным фактором конкурентного успеха университета, но в то же время имеют минусы, так как порой не учитывают основного предмета педагогической деятельности – организацию учебной деятельности обучающихся по приобретению ими знаний, умений, навыков, ценностных установок и опыта деятельности. Погоня за рейтингами, в том числе внутриуниверситетскими, ведут к огромной загруженности и эмоциональному выгоранию преподавателей. Решая, чему отдать преимущество: подготовке и проведению занятий, что является основным назначением педагога, или реализации дополнительных задач, я, конечно, выберу первое. В случае с написанием тезисов произошло именно так. Безусловно, к подготовке внутриуниверситетского сборника нужно было отнестись внимательнее, но из-за нехватки времени и недосмотра в результате был опубликован не окончательный, а черновой вариант статьи.
В данном случае я хотела бы спросить у Мавлюды Юсуповой, почему она не указала мне на этот недочет, когда просматривала готовые для публикации материалы, ведь она состояла в редакционной коллегии данного сборника, и все статьи, особенно касающиеся секции №3: «Проблемы сохранения и реставрации памятников архитектуры и объектов культурного наследия» обязана была просмотреть и указать авторам на проблемные места, если таковые имели место? Думаю, она не успела это сделать по той же причине – нехватке времени из-за чрезмерной загруженности.
Не боги горшки обжигают
Оказалось, что Мавлюда Юсупова допускала те же оплошности, в которых уличала других. На них указала в вестнике МИЦАИ (Международный институт Центральноазиатских исследований) за 2023 год известный археолог Е. Г. Некрасова в статье «Бухара: три столетия из истории архитектуры благословенного города», посвященной критическому разбору основой части новой монографии профессора, доктора архитектуры Мавлюды Аббасовой-Юсуповой «Бухарская школа зодчества XV-XVII вв. (особенности и динамика развития)», изданной МИЦАИ. Приведем некоторые выдержки.
«Во «Введении» (с. 711) М.А. Аббасова-Юсупова перечисляет имена ученых, занимавшихся архитектурой Бухары XV-XVII вв. В списке авторов трудов описываемого периода забыты Муса Саиджанов (Саиджанов 2005), Вера Андреевна Левина (Левина 1953: 161-169), Митхат Сагретдинович Булатов (Булатов 1978), Николай Михайлович Бачинский и др. Последняя специальная работа Константина Степановича Крюкова была издана не в 1965 г., а гораздо позже (Крюков 1995). К сожалению, не упомянут последний капитальный труд Лии Юльевны Маньковской (Маньковская 2014)».
«План ансамбля Саррафан в монографии М. Аббасовой-Юсуповой позаимствован из статьи об этом сооружении (Filimonov, Nekrasova 1998: 97, fig. 2), но их авторство в подписи не указано (ил. 1)».
«На фото Сергея Шиманского (а не Шиманской, как указано в подписи) – ворота Шайх Джалал. Ниже в тексте сказано, что «основная продольная магистраль, идущая почти параллельно каналу Шахруд и проходящая с запада от ворот Талипач на восток к Мазарским воротам, пересекала весь город». Но Шахруд входил в город с востока и выходил – с запада. Названная автором продольная магистраль никогда не была главной».
«Планы ворот Каракуль и Талипач (не аннотированы) некорректны, здесь можно было бы привести фотографии всех ворот города, но ни одно из этих строений нельзя отнести к XVI в.».
Как видно, не боги горшки обжигают. Никто не огражден от ошибок, это человеческий фактор, который не стоит скидывать со счетов.
По стопам отца
«Нужны ли Узбекистану защищаемые срочно – за три года – десятки псевдо-диссертаций с выдаваемыми их авторам дипломами PhD и DSc докторов наук? Какую пользу эти люди принесут науке и образованию Узбекистана?», – задает вполне закономерные вопросы Мавлюда Юсупова.
Безусловно, такие труды и их авторы – профессора Узбекистану не нужны. Неужели Лобар Расул-Заде сумела сделать карьеру за три года?
Ее путь в профессию начался в 1987 году. Закончив школу, она поступила на архитектурный факультет Ташкентского политехнического института, после окончания которого была приглашена на кафедру «Начертательная геометрия» этого же института. Через 12 лет, в 1999 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Графическая реконструкция архитектурных памятников в творчестве исследователей Центральной Азии». С 1987 по 2021 год проработала на кафедре начертательной геометрии сначала ассистентом, потом старшим преподавателем, а после защиты – и.о. доцента.
В 2021 году перешла на кафедру «Дизайн», где многому училась и многое познавала заново. В 2022 году получила звание доцента на основании диссертации, учебных пособий, статей, руководства дипломов бакалавров, магистерских диссертаций, но больше всего на основании опыта работы со студентами.
Кстати, работу со студентами, магистрами, абитуриентами Лобар Ульмасовна считает смыслом своей жизни. После защиты кандидатской диссертации она с головой окунулась в педагогическую деятельность и считает это своим предназначением. Многие ее студенты уже защитили свои диссертации, кто-то занимает высокие посты, кто-то успешно работает по своей специальности, кто-то приводит к ней своих уже подросших детей, и она этим гордится.
А поделиться со студентами ей есть чем. Любовь к профессии заложена в генах. Отец Лобар Ульмасовны – Расул-Заде Ульмас Назарович многие годы посвятил вопросу истории, охраны и реставрации памятников архитектуры Узбекистана. В 1960-70-е годы он работал в Министерстве культуры Уз ССР, посвятив себя делу охраны культурного наследия. Под его руководством работала Специальная научно-реставрационная производственная мастерская (СНРПМ), которая в 1979 году переросла в проектный Институт УзНИПИ реставрации. В 1980-е он возглавлял отдел охраны памятников Узбекистана при Министерства культуры Уз ССР.
Расул-Задэ Ульмас назарович, директор СНРПМ
Расул-Заде У.Н., начальник отдела охраны памятников Узбекистана
Коканд. Открытие городского краеведческого музея
Расул-Заде У.Н. принимал активное участие в издании многих интересных научных книг и сборников.
«Сор из избы» или конструктивный диалог?
И Мавлюда Аббасова-Юсупова, и Лобар Расул-Заде работают в одном профессиональном цехе. У каждой из них за плечами не один год практической деятельности, в частности в решении проблем сохранения и реставрации памятников архитектуры и объектов культурного наследия. Деятельность Лобар Расул-Заде связана с геометрией, но ни один памятник не может быть достоверно восстановлен без знаний геометрии и математики). Вдумайтесь, каким необходимым делом они занимаются.
Говорят, ошибок не совершает лишь тот, кто не работает. В любом процессе могут появиться вопросы, которые можно решить путем обычного диалога, озвучить то, что беспокоит, и получить на свой запрос конкретный ответ. В данном случае стороне, заподозрившей коллегу в плагиате, можно было поделиться с ней своими подозрениями, поговорить, прояснить ситуацию, а не упоминать, не разобравшись, в обличительной статье на одном из популярных информационных ресурсов страны. Увы, ученым не чужды обычные человеческие качества.
Хочется верить, что архитектурная «дуэль» двух достойных ученых на этом закончится, а их силы и энергия пойдут на восстановление уникальных образцов зодчества и воспитание будущих поколений архитекторов, дизайнеров, реставраторов, которые сохранят для будущих поколений узбекистанцев наше замечательное наследие.
Динара Шамухамедова.
1. Факт «заимствования» 3 из 7 страниц не опровергает.
2. Оправдания «это черновик, такое случается по тем или иным причинам».
3. Извинения отсутствуют.
Вывод — плагиат.
Алексей, не зная всей истории, были ли принесены извинения возможно в личной форме, какое было наказание в сфере науки и работы в целом, вы не можете знать. А утверждать, что это плагиат не имея к этому отношения, проще всего.
Не считаю это плагиатом, плагиат это когда один в один от начала до конца. А когда чей-то труд стал основой и автор дальше развил тему это уже другое. Этим надо гордиться что люди берут за основу твой труд. И помогать, способствовать.
Я выпускник ТАСИ, я уважаемая Лобар Ульмасовну она спец в своем деле одна из лучших преподаватель этого института, её уважают и ценят все студенты. Она конкретно и четко может объяснить любую тему по своей части. В отличие от многих новых преподаватель.