Неподалеку от Дворца Дружбы народов, среди новостроек затесался маленький оазис духа. Он не виден прохожим, озабоченным решением насущных проблем. Одинокий купол затерялся меж современных отелей, ресторанов, магазинов. Он открывается тем, кто ищет свой путь, кого приводит сюда душа.
Азлархон эшон
Душа Масуджона Мадалиева позвала медных дел мастера в Азлархон эшон, одну из древнейших мечетей Ташкента, не случайно. Атмосфера этой маленькой пяди столичной земли пропитана духом того Ташкента, который помнят наши отцы и матери, хранившем в каждом кубическом сантиметре пространства историю, традиции, культуру, то, что сегодня безжалостно искореняется, сносится, выкорчевывается. Искореняется непродуманной реставрацией, часто напоминающей перестройку, наймом для ремонтных работ не профессионалов, а мардикеров, бездумной вырубкой деревьев.
Не обошло стороной это поветрие и Азлархон эшон. Мечеть XVIII века разрушается, стены отсырели, ее саму превратили в склад. Мардикеры, которых наняли для обустройства двора, залили все бетоном, даже вход в чилляхону – что с ним мучиться, столько возни. Сверху бетона уложили плитку. Теперь начать реставрационные работы самой мечети будет очень сложно, если только плитку не демонтировать и бетон не вскрывать. Впрочем, для нас это дело привычное.
Несколько деревьев срубили. Благо, сохранили то самое, уникальное, к которому приезжают люди, чтобы услышать, как бьется его сердце в унисон с сердцами всех деревьев Ташкента – и тех, которых безжалостно срубили, и тех, которых еще ждет эта участь. Чинара – ровесница мечети от старости раскрыла ствол, как книгу, по которой можно читать. За 300 лет платан «записал» на годовых кольцах, как на СД-диске, все события, свидетелем которых являлся. Если можно было бы переложить причудливые наросты на стволе и сплетенные в узоры волокна в слова, то получился бы не один том истории человеческого духа. Но нам не под силу прочесть эту книгу, измельчали люди…
Медных дел мастер
Исход мастера в Азлархон эшон был предопределен. Говорят, когда место зовет, пространство откликается. Азлархон эшон позвал усто Масуджона, чтобы наполнить до предела разряженную атмосферу толикой волшебства. А как еще можно назвать то, что выходит из-под его рук? В синтезе огня и металла рождается чудо. Оно каждый раз принимает новый облик. Даже два одинаковых кувшина не будут стопроцентно идентичными, потому что ваялись с разными настроем и мыслями.
Потомственный мастер чеканки и ковки металла в седьмом поколении Масуджон Мадалиев родился в 1948 году в Маргилане в семье усто Махмуджона Ходжи. В 1975 году в дом к известной династии приехали большие гости из Ташкента. Возглавлявший в те годы республику Шараф Рашидов бросил клич: искать по всему Узбекистану мастеров прикладных искусств, чтобы возродить народные ремесла. Масуджон показал, что умеет, и вскоре его пригласили в столицу, выдали двухкомнатную квартиру, обеспечили всем необходимым для работы.
На следующий год мастер отметит 50-летие своей магической медно-латунной практики. За эти годы он сотворил бесчисленное количество произведений искусства. Среди них и домашняя утварь, и предметы декора, и реквизит для кино. Отделка куполов многих ташкентских мечетей – дело рук усто Масуджона.
Особая любовь – коллекция изделий из меди, которую он собирал на протяжении всей своей творческой деятельности. Это изящные кувшины для воды, чайники, кальяны, подсвечники XVI-XX веков. Они хранят историю и передают своим «современным» собратьям, которых ваяет усто и его сыновья, невидимые глазу и не воспринимаемые умом категории, одушевляющие все, что выходит из-под рук мастеров династии Мадалиевых.
… Прощаясь с мечетью Азлархон эшон, мудрой чинарой и усто Масуджоном, я поймала себя на мысли: пока живут и творят такие мастера, наполняя нашу обыденность магией своего таланта, удерживая ежедневным трудом высокую планку прикладников Узбекистана, есть надежда, что не все будет залито бетоном и уложено плиткой. Если сохранится источник, обязательно найдутся ищущие…
Динара Шамухамедова, фото автора