Согласно рейтингу Целей устойчивого развития ООН в 2023 году Узбекистан занял 69 место из 166 стран и улучшил свое положение на 8 позиций по сравнению с 2022 годом.
Специалисты Института макроэкономических и региональных исследований (ИМРИ) проанализировали, как Узбекистан достиг одной из целей Организации Объединенных Наций (ООН) в области устойчивого развития (ЦУР) на 2017-2022 годы — “Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможностей обучения на протяжении всей жизни для всех”.
Улучшение рейтинга было обеспечено за счет роста показателей 10 целей в области устойчивого развития. Одна из них-цель- «Обеспечить качественное образование» (цель 4), которая включает 9 задач, а также 6 показателей. Положительные изменения наблюдались в результате роста следующих показателей цели 4:
Исследование, проведенное в рамках международной программы изучения домашных хозяйств (MICS), показало, что доля детей в возрасте от 3 до 5 лет, которые хорошо себя чувствуют с точки зрения здоровья, образования и психологического социального благополучия, составляет 82,6 процента. Этот показатель соответствует среднему показателю по странам-членам ООН.
В 2018-2022 годах участие детей в подготовке к начальному образованию улучшилось в 2 раза и составило 84,2 процента в 2022 году, в том числе участие девочек составило 83,4 процента, а участие мальчиков-85,0 процента.
В 2018-2022 гг. значительно возросла доля молодежи и пожилых людей, имеющих квалификацию в использовании информационно-коммуникационных технологий. В частности:
➖ от 10,5 до 14,7 процента при использовании основных арифметических формул в электронной таблице;
➖ при создании электронных презентаций (включая графические, звуковые, видео или диаграммы) с использованием программного обеспечения для презентаций от 6,7 до 7,8 процента.
При расчете индекса паритета, изучающего благосостояние в системе образования, было отмечено увеличение индекса с 0,92 до 1,03 среди домохозяйств с самым низким доходом (на 1 квинтиль).
В 2018-2022 годах увеличилась и доля школ, обеспеченных необходимыми условиями для образовательного процесса. Например:
➖ доля школ, использующих интернет в образовательных целях, возросла от 86,3 до 94,6 процента;
➖ доля школ с компьютерами возросла от 87,3 до 97,7 процента;
➖ доля школ с инфраструктурой и материалами, адаптированными для учащихся с ограниченными физическими возможностями, увеличилась с 26,5 до 49,8 процента;
➖ доля педагогов с необходимой квалификацией по уровню образования в дошкольных учреждениях выросла с 95,6 до 96,1 процента.
Выполнение 4-ой цели неразрывно связано с целями стратегии” Узбекистан-2030″, согласно которой повышению качества образования в стране уделяется серьезное внимание и определены следующие задачи:
▪️ формирование у воспитанников элементарных навыков компьютерной грамотности путем 100-процентного обеспечения государственных дошкольных образовательных организаций компьютерными классами;
▪️ создание 1000 мультимедийных приложений для планшетов на основе учебников нового поколения;
▪️ внедрение курсов профессионального обучения во всех средних общеобразовательных учреждениях;
▪️ доведение количества негосударственных общеобразовательных организаций до 1 000; ▪️ создание 14 региональных центров профессиональной подготовки, доведение доли педагогических кадров с квалификационной категорией до 50 процентов, доли курсов повышения квалификации, организуемых дистанционно или в смешанной форме, до 30 процентов и осуществление других важных мер по достижению качественного образования