Домой Культура, искусство, мода Уникальный концерт необыкновенного дуэта: Мунира Аминова (орган) и Батыр Досимбетов (най)

Уникальный концерт необыкновенного дуэта: Мунира Аминова (орган) и Батыр Досимбетов (най)

Уникальный концерт необыкновенного дуэта: Мунира Аминова (орган) и Батыр Досимбетов (най)

В начале ноября в Органном зале Государственной консерватории  Узбекистана состоялся уникальный концерт. Перед слушателями выступил тандем двух известных ташкентских музыкантов – заслуженного наставника молодежи Узбекистана, доцента кафедры специального фортепиано и органа, заведующей межфакультетской кафедрой фортепиано Государственной консерватории Узбекистана Муниры Аминовой (орган)  и лауреата международного и республиканского конкурсов, доцента кафедры «Исполнительство на народных инструментах» Государственной консерватории Узбекистана Батыра Досимбетова (най).

В тот вечер прозвучали шедевры органной музыки: барочные опусы Иоганна Себастьяна Баха, романтическое произведение Феликса Мендельсона, сочинения композиторов Узбекистана, а также узбекская народная песня. Творческий союз двух талантливых музыкантов представил своеобразный синтез европейских музыкальных традиций   и восточной музыкальной культуры, объединивших глубокий звук органа и проникновенное звучание ная.

Идея этого необычного концерта принадлежит Мунире Аминовой. Попасть на него оказалось настоящим счастьем. На моей памяти это первый опыт в Узбекистане, когда европейский орган и узбекский най – разные, не подходящие друг другу инструменты, разрушили этот стереотип, продемонстрировав особую синкретичность, рожденную в различии и слитности их тембров. Это надо было слышать. Исполнители великолепно  владели своими  инструментами, создавая волшебство. Орган и най  вторили друг другу, то сливаясь в единое целое, то, как эхо повторяли друг друга. Чувствовалось, что музыканты сами наслаждались виртуозно издаваемыми звуками.

Впрочем, немного об исполнителях этого ансамбля. Итак, Мунира Аминова – известная органистка, пианистка, педагог. В 1986 году окончила Ташкентскую консерваторию по классу фортепиано доцента Ю. А. Кензера и органа – заслуженной артистки Узбекистана, доцента Р. Ш. Каримовой, получив золотую медаль «За успехи в учебе и творчестве». Стажировалась в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского на кафедре органа и клавесина (класс профессора Л. И.  Ройзмана) и в Летней академии органистов в Пассау (Германия). Участвовала в мастер-классах выдающихся органистов Европы и в различных международных фестивалях органистов. Она убеждена в том, что классическая музыка бездонна и обширна настолько, что можно смело посвятить ей всю свою жизнь и не разочароваться. А то, что она еще в студенческие годы начала осваивать орган – один из сложнейших музыкальных инструментов, ее вдохновила любовь к музыке Баха и желание   играть  его произведения.

Свою активную исполнительскую деятельность Мунира Аминова около 25 лет успешно совмещает с педагогической в стенах Государственной консерватории Узбекистана. Она всегда с радостью идет в класс к своим ученикам, среди которых  есть и те, которые уже сами выступают с сольными программами – это лауреаты международных конкурсов Б. Мирсаидов и Т. Сарымсакова, а также А. Фатхутдинова, Н. Рахимова и другие.

Батыр Досимбетов – известный музыкант, исполнитель на узбекском народном инструменте най, педагог.

С отличием окончил в 2005 году Ташкентскую консерваторию  по специальности най (класс заслуженного артиста Узбекистана, профессора М. Таирова). Участвовал в различных исполнительских состязаниях,  став лауреатом международного и республиканского конкурсов.

С 2000 года работал в таких оркестрах Государственной филармонии Узбекистана, как Государственный академический оркестр народных инструментов Узбекистана имени Т. Джалилова, камерный оркестр народных инструментов «Согдиана», оркестр народных инструментов имени Д. Закирова. Помимо этого  музыкант сотрудничает с известным ансамблем Omnibus, который играет музыку никогда ранее  не звучавшую в Центральной Азии.

Батыр Досимбетов участвовал в 2008 году в работе Московской творческой школы «Новые имена», а также в таких международных фестивалях как Silk Road Cultural Festival (Корея, 2008 г.), «Каратау Сарыны» (Казахстан, 2014 г.), музыки тюркских народов «Астана-Аркау» (Казахстан, 2018 г.).

Являясь великолепным и чутким виртуозом на нае, Батыр Досимбетов выступал с различными коллективами и как солист в городах: Италии, Голландии, США, Германии, Кореи, Индии. И не только. В географию его выступлений  вошли и некоторые страны СНГ –  Таджикистан, Армения, Россия, Казахстан, Кыргызстан.

Исполнительскую деятельность музыкант с 2012 года успешно совмещает с педагогической, пройдя путь от преподавателя до доцента  кафедры «Исполнительство на народных инструментах» Государственной консерватории Узбекистана.

Он является автором ряда научных, научно-методических публикаций, а также учебной литературы, посвященных вопросам истории и исполнительства на нае. Кстати, и у Муниры Аминовой в этой сфере деятельности немалый послужной список. Что касается  репертуара, то   у обоих музыкантов он солиден и многообразен.

Однако вернусь к концерту, который открылся одним из самых известных произведений Иоганна Себастьяна Баха, созданных для органа — Токката и фуга ре минор, которая уже давно является визитной карточкой композитора. В интерпретации М. Аминовой  этот опус прозвучал мощно, наполнив зал разнообразной палитрой звуков.

Далее была исполнена романтическая органная Соната №3, Ля мажор (по мотивам протестантского хорала Aus tiefer Not schrei ich zu dir – «От глубокой скорби я взываю к тебе») из легендарного цикла «Шесть сонат для органа» (ор.65) знаменитого немецкого композитора Феликса Мендельсона, который был к тому же и блистательным органистом. Артистке  удалось передать всю красоту потрясающих новаторских тембровых находок автора.

А затем прозвучало еще одно из творений Баха – замечательная Фантазия и фуга соль минор (ор.542). Аминова исполнила ее в характерно строгом, в духе органной  классики, образном решении и абсолютным владением всем диапазоном выразительных средств органа. Космическая музыка гения барокко, не утратившая обаяния свежести, и сегодня продолжает притягивать к себе слушателей разных  поколений, чьи продолжительные  аплодисменты явились ярким тому подтверждением.

Известно, узбекская народная песня является частью   яркого  мира узбекского фольклора. Одна из них была включена в концертную программу – это «Ушшок», исполнение которой оставило неизгладимое впечатление. Богатство красок ная и органа создало тот самый колорит, тонко передавший прелесть народной мелодии.

Тот, кто хотя бы один раз услышал, как звучит неповторимый в музыкальном наследии Узбекистана най, уже никогда его не забудет. Этот инструмент часто называют «узбекской флейтой», хотя звучание их сильно отличается. Най переводится с персидского  как «тростник». Пришел он  в Среднеазиатские страны из Древней Персии. Это достаточно популярный и востребованный инструмент. Он пленяет, завораживает, уводит в самые дальние дали как в Концерте для ная с оркестром (его партию  исполнила органистка) Мустафо Бафоева, чьи произведения   рождаются на пересечении культур Востока и Запада,  тесно связанных с народным творчеством.

Использовал в своем творчестве узбекский фольклор и Георгий Мушель – выпускник Московской консерватории, француз по происхождению, русский по месту рождения, связавший свою жизнь с Узбекистаном. Он был одним из первых в нашей республике, кто начал писать для органа. Его Импровизация на народную тему  из цикла «Шесть пьес»  и известная Токката из «Органной сюиты» в исполнении Муниры Аминовой пленили  поразительной жизненной простотой, естественностью фразировки, красотой звучания.

Публика по достоинству оценила соло Батыра Досимбетова на басовом нае   в пьесе «Най навоси» молодого, талантливого  композитора Шерзода  Сабирова, в которую исполнитель вложил всю свою душу и любовь.

Впечатлил и известный опус – «Най ялласи» Махмуджона Мухамедова, в котором солисту аккомпанировала Мунира Аминова. Проникновенно звучал най Досимбетова, с медленно растягивающимися звуками и тонкой сменой нюансов.

Заключительным аккордом этого удивительного концерта стало исполнение «Эй сабо» Дани Закирова, звучность ансамбля в котором, как и в предыдущих номерах концертной программы, была прекрасной.

Однако, публика не спешила отпускать музыкантов со сцены, и тогда Батыр Досимбетов блеснул исполнением собственного опуса «Посвящение учителю» – памяти заслуженного артиста Узбекистана, профессора Мирзы Хакимовича Таирова, одного из первых выпускников Ташкентской консерватории по специальности най. Будучи виртуозным солистом Государственного оркестра народных инструментов Узбекистана имени Т. Джалилова, он щедро делился  своим  мастерством с учениками, воспитав несколько поколений талантливых наистов, среди которых значится и Батыр. После «Посвящения» зал вновь взорвался аплодисментами, и  тогда музыкантам  пришлось повторить на бис «Ушшок».

Безусловно, этот концерт сделал слушателей немного счастливее, ведь он прошел в атмосфере уюта и хорошей музыки. И с тех самых пор автора этих строк ни на минуту не покидало желание вспомнить замечательный осенний вечер, проведенный в Органном зале консерватории. Так чем же еще запомнился этот концерт? В первую очередь, прекрасной культурой исполнения, продуманностью художественных намерений, ансамблевой слаженностью. Но самое главное – замечательный дуэт Муниры Аминовой и Батыра Досимбетова подарил нам возможность насладиться удивительным звучанием органа в ансамбле с узбекским народным инструментом наем.

Хотелось бы в недалеком будущем вновь встретиться с этими интересными и серьезными музыкантами. Пожелаем им процветания, новых концертных программ, новых творческих свершений и преданных слушателей!

Инесса Гульзарова, музыковед.

Фото из интернета

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь