Вряд ли кому-то из нас удастся в ближайшее время встретиться с самой Софи Лорен, желание достать звезду с неба похвальное, но мало осуществимое. Однако, почти через шестьдесят световых лет в Ташкент всё-таки проникли лучи славы великой актрисы.
«L’Italia veste il Cinema — Италия одевает кинематограф» — выставка в галерее изобразительных искусств НБУ об истории создания костюмов для культовых кино-образов периода наиболее плодотворных лет итальянского кинематографа с 1955 по 2019.
Одним из артефактов экспозиции является платье Филумены, героини Софи Лорен из знаменитого фильма «Брак по-итальянски». Это одна из наиболее известных мелодрам мирового кинематографа. Автор миди-платья — Пьеро Този, итальянский художник по костюмам кино и театра в 2014 году получил «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе.
Платье из плотного шифона цвета охры с черно-белыми абстрактными всполохами и вырезом лодочкой — бато, совмещенной с драпировкой «качели», в сочетании с черным лаковым ремнём, выгодно подчёркивает покатые плечи, длинную шею, тонкую талию и объемное каре золотисто-медного оттенка волос актрисы.
Рассматривая вблизи это оригинальное миниатюрное одеяние кинодивы, воочию понимаешь, насколько идеальными пропорциями тела она обладала. При весе максимум 65 килограммов и росте 174 сантиметра её фигура напоминает классические «песочные часы»: грудь — 97 сантиметров, талия — 61 сантиметр, бедра —97 сантиметров. Платье очень простое, практически лишено декора и ярких элементов, но очень продуманное, изящное и женственное.
Оглядываясь на другие, не менее «стройные» экспонаты, впечатление, что эти роскошные женщины питались исключительно утренней росой и цветочным нектаром, что помноженное на исключительный актёрский талант и сделало их иконами мирового кинематографа. Некоторые из костюмов довольно эпатажные, как из франко-итальянского фильма «Три шага в бреду» 1968 года.
Когда-то архиепископ Генуи пошутил: «Ватикан, конечно, против клонирования, но для Лорен он бы точно мог сделать исключение». Невозможно не согласиться.
«Брак по-итальянски» — кинокартина с очень динамично развивающимся сюжетом, а представленное платье «сыграло роль» в одном из моментов, где героиня была очень счастлива, хотя и совсем недолго.
Но есть ещё один момент, связанный с фильмом и вызвавший бурю эмоций в местном инфополе. В 2021 году на одной из ФБ-страниц узбекского сегмента была опубликована фотография Софи Лорен на хлопковом поле с подписью:
«Софи Лорен на сборе хлопка. Узбекская ССР, Джизакская обл., Пахтакорский р-он, совхоз «Вперёд по ленинской тропе заре навстречу!», отделение №12. Фотоархив итальянской кинодивы — 1974 год.»
Фото получило тысячи лайков, сотни репостов, множество восторженных и сомневающихся комментариев. Оно и сейчас периодически «всплывает» в соцсетях и даже опубликовано в твиттере на страничке Советника Посольства Узбекистана в США и Uzbekistan Tourism Ambassador. Фотография не похожа на фотошоп, но легко проверить, что Лорен никогда не бывала в Узбекистане, хотя не раз посещала СССР и РФ.
В одном из комментариев я прочитала, что «Автором фото с Софи Лорен на хлопковом поле является фотограф Дэвид Бейли. Фотография была сделана в 1965 году в Тунисе, где Лорен снималась в фильме «Брак по-итальянски». Я связалась с автором этих строк, но он не смог мне дать ссылку на источник, лишь утверждая, что это «100% информация».
Судя по фильмографии Софи Лорен, «Брак по-итальянски» вышел в 1964 году и я не заметила там съёмок в Тунисе. Но актриса вполне могла посетить Египет или Тунис при съёмках фильма «Арабеска» (1966), где она играет роль любовницы нефтяного магната Ясмин Азир. Однако, и это не точно, а всего лишь мои предположения.
Ольга Страда, одна из кураторов выставки L’Italia veste il Cinema — известный деятель в области российско-итальянских гуманитарных связей, переводчица и историк. Закончила Университет-Ка’ Фоскари в Венеции, является членом международного центра по изучению русского искусства при венецианском Университете Ка’ Фоскари.
Выставка проходит в галерее НБУ до 15 ноября. О каждом из 30 костюмах, можно написать целую статью, получить массу впечатлений и новых знаний. Такого рода экспозиции позволяют хотя бы немного отвлечься от тягостной текущей мировой новостной повестки и погрузиться в мир творческого эксперимента, красоты и таланта выдающихся имён целой киноэпохи.