back to top
1.7 C
Узбекистан
Воскресенье, 12 января, 2025

Рыцари стальных магистралей. История железных дорог Туркестана. “Сиятельный слесарь” князь Хилков

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,180ПодписчикиПодписаться

Часть первая. Глава первая

Огромную роль в масштабном строительстве железных дорог Российской империи, и, в частности, Туркестане, сыграл Михаил Иванович Хилков. Во время его десятилетнего пребывания на посту Министра путей сообщения (1895 – 1905) протяжённость стальных путей в государстве выросла с 35 до 65 тысяч километров, а их грузооборот удвоился. Ежегодно возводилось около 2,5 тысяч километров железнодорожных путей (таких темпов не было даже в советский период) и около 500 километров автомобильных дорог. В период деятельности Михаила Ивановича, в 1898 году, в России были утверждены первые Правила технической эксплуатации (ПТЭ) железных дорог, открытых для общего пользования, а в 1899 году на станции Ртищево Рязано-Уральской железной дороги построена первая в России сортировочная горка[1]. В Москве, в 1896 году, было открыто высшее инженерное училище для подготовки железнодорожных специалистов.

Расскажем подробнее об этом удивительном человеке.

Княжеский род Хилковых берет начало ещё с 14 века. Его родоначальником считается Иван Андреевич Ряполовский, — из рода Рюриковичей, — по отцу Стародубский, в гербе которого присутствует символика Стародубского княжества — старый дуб и медведь под ним.

На протяжении веков предки нашего героя верой и правдой служили своей Отчизне. В частности, дед Михаила Ивановича, Степан Александрович Хилков (1785—1854) генерал-лейтенант, герой Наполеоновских войн.

Родился будущий министр путей сообщения Российской империи в 1834 году в имении Подобедово Тверской губернии, в семье князя Ивана Хилкова. Мать, Евдокия Михайловна, была близкой подругой императрицы Александры Федоровны – супруги Николая I. Детство Миши было типично для детей аристократических семей России. Он получил домашнее начальное образование. В четырнадцать лет поступил в Петербургский Пажеский корпус — самое привилегированное учебное заведение Империи. Здесь учились сыновья элиты: высшего чиновничества, генералитета, титулованного и древнего дворянства. Интересно, что однокашником Михаила по Пажескому корпусу, был Михаил Анненков, которому посвящена первая часть нашего повествования. Позже их пути неоднократно пересекались. Хилков оканчивает училище в 19 лет и начинает службу в чине прапорщика в лейб-гвардии Егерском полку. Через несколько лет, в звании штабс-капитана, он оставляет военную карьеру и переходит на статскую должность в Министерство иностранных дел.

А затем начинается длительная пора его путешествий по миру. В 1856 году вместе с Эдуардом Циммерманом[2], — по некоторым данным, его домашним учителем, — он отправляется в Северо-Американские Соединенные Штаты – так тогда назвались США. Вот, что об этом пишет сам Эдуард Романович: «Весной 1856 года я и товарищ мой по первому путешествию, M. И. Хилков, прибыли на пароходе в ІІензаколу, одну из гаваней на северном берегу Мексиканская залива»[3].

В каком статусе, совершали вояж русские путешественники, досконально неизвестно, однако, думается нам, что Циммерман был связан с Главным штабом Русской императорской армии, и выполнял, в том числе и секретные задания, а его спутник, — князь из древнейшего рода Рюриковичей, — выполнял что-то вроде прикрытия. Во-всяком случае Хилкова принял в Белом доме тогдашний президент Джеймс Бьюкенен, который вручил сиятельному гостю рекомендательное письмо[4]. В нём было сказано: “Податель этого письма, Михаил Хилков, рекомендован мне старинными и знатными друзьями в России. Он офицер русской гвардии и во всех отношениях джентльмен, достойный уважения. Так как он намерен совершить путешествие по Соединённым Штатам, то я с истинным удовольствием пользуюсь случаем снабдить его свидетельством за моею подписью, с просьбою ко всем моим друзьям принимать его со всею надлежащею благосклонностью и со всем вниманием, которого он вполне заслуживает. Его сопровождает господин Ц., который сопутствует ему из России».

Надо сказать, российские подданные в то время вызывали искреннюю симпатию со стороны американцев, поскольку Россия поддержала Североамериканские штаты во время американо-британской войны за независимость. Во многом, поставками продовольствия, боеприпасов и оружия, американские колонисты были обязаны именно Российской империи.

Передвигаясь на пароходах и по железным дорогам, путешественники посетили крупные промышленные центры стран Северной Америки: Бостон, Чикаго, Буффало, Детройт Монреаль. Американские железные дороги произвели на Хилкова незабываемое впечатление. Циммерман в своих путевых заметках так описывает путешествие: «В первый раз пришлось нам ехать по железной дороге, только что начинающейся, и мы на опыте узнали, как они возникают. Это тем более интересовало нас, что таким образом стало понятнее возможность обширного распространения и быстрого расширения железных дорог в Соединенных Штатах». В эти минуты Михаил Иванович наверняка увидел в своих мечтах родную страну в густой паутине железных дорог.

Рис. 2

Почти полтора года продолжалась поездка Хилкова и его спутника по американскому континенту – они посетили даже Венесуэлу. За это время он основательно познакомился с американской индустрией. В 1858 году Михаил Иванович возвращается на Родину и некоторое время проживает в своём имении в Тверской области, а весной 1861 года назначается мировым посредником в своём уезде. Должность эта была введена в связи с отменой крепостного права для улаживания споров между крестьянами и помещиками.

Через два года Хилков женится на Анне Николаевне, дочери проживавшего в этом же уезде, но к тому времени уже покойного помещика Неведомского, героя войны 1812 года. После свадьбы молодые уезжают в Москву и, казалось бы, Михаила Ивановича ждёт спокойная жизнь в кругу семьи, но протяжные гудки паровозов и запах машинного масла, неизменно уносили его в воспоминания о давней поездке. И, в 1964 году, он вновь уезжает в Америку. Уезжает вместе с женой и только недавно родившейся дочкой Ольгой.

Сергей Юльевич Витте[5] писал о нём в своих обширных воспоминаниях: “В 1860-х годах, когда явилось большое либеральное течение по освобождению крестьян, он роздал большую часть своих земель крестьянам и, будучи крайне либеральных воззрений, уехал в Америку почти без всяких средств. В Америке он начал служить. Тогда только что стало развиваться везде железнодорожное дело. Сначала Хилков поступил на железную дорогу простым рабочим, затем сделался помощником машиниста, потом занял место машиниста на американской дороге»[6].

Да, именно так. В 1864 году в штате Пенсильвания, на паровозостроительном заводе Уильяма Маттиаса Болдуина, начинает трудиться молодой рабочий. Звали его Джон Мэджилл. Именно под этим именем находился в Америке потомок Рюриковичей, князь Михаил Иванович Хилков. Зарплату, которую получал русский аристократ составляла один доллар в день.

Вероятно было нелегко, а тут ещё вовсю полыхала Гражданская война между Севером и Югом.  

В.ФЕТИСОВ

Продолжение следует

На заставке: Князь М. И. Хилков. Автор фотопортрета Левенсон Марк Львович. Государственный совет. Санкт-Петербург: типография «Россия», 1907


[1] Сортировочная горка — сооружение на сортировочных и некоторых грузовых железнодорожных станциях в виде насыпи, на которой уложены пути, предназначенное для формирования и расформирования составов поездов.

[2] Циммерман Эдуард Романович, — русский писатель-путешественник; род. в 1822 г.; образование получил на математическом факультете Московского университета. В 1857 г. совершил вместе с кн. М. И. Хилковым путешествие по Соединенным Штатам Сев. Америки и по Венесуэле, а в 1869 и 1870 гг. — вторично по Сев.-Амер. Соединен. Штатам. 8 лет спустя Циммерман посетил в кругосветном путешествии Австралию, Зеландию, Гавайские о-ва и Сев. Америку.

[3] Циммерман Э. Р. «Соединённые Штаты Северной Америки», Изд. К. Т. Солдатенкова, М; 1873 г.

[4] Хранится в Библиотеке конгресса США.

[5] Витте Сергей Ю́льевич (1849 —1915) — русский государственный и политический деятель. Министр путей сообщения (1892), министр финансов (1892—1903), председатель Комитета министров (1903—1906), председатель Совета министров (1905—1906). Действительный тайный советник (с 1899 года), член Государственного совета (с 1903 года).

[6] Витте С.Ю. «Воспоминания. Царствование Николая Второго». Том1. Берлин.1922 год.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Батыр Закиров and Фрэнк Синатра: в ожидании премьеры

                                                                                                                                                                                                          В зале Ташкентского Дома Музыки полным ходом идут репетиции музыкального спектакля "БАТЫР ЗАКИРОВ AND ФРЭНК СИНАТРА", премьера которого назначена...

Больше похожих статей