Эксперты Института макроэкономических и региональных исследований (ИМРИ) проанализировали ожидаемую продолжительность образования в Узбекистане по определенным критериям.
Дошкольное образование: на начало 2023 года ожидаемая продолжительность образования в республике детей от 3 до 6 лет составляет 2 года, против 0,9 года в 2017 году. Уровень охвата детей 6-ти лет подготовкой к школе достигло 70% (2017 г. — 27%). Для получения образования в возрасте до 6 лет девочки и мальчики имеют равные возможности, при том, что в 2017 году возможности мальчиков были выше на 2%.
Начальное образование (1-4 класс): ожидаемая продолжительность образования детей в возрасте от 7 до 10 лет составляет 3,8 года. При этом отмечается 4,2 года — в городской местности, а в сельской местности — 3,5 года ожидания. Причиной более высокого ожидания продолжительности образования в городе является то, что многие дети из сельской местности учатся в городских школах. В 2017 году разрыв между городской (4,8 года) и сельской местностью (3,3 года) составлял 1,43 года. В начальной школе возможности получения образования равны и для мальчиков, и для девочек.
Возможности получения по республике неполного среднего образования (5-9 класс) для мальчиков и девочек в возрасте от 11 до 15 лет составило 4,9 лет. Не выявлена ощутимая разница в возможностях получения образования для мальчиков и девочек. С каждым классом дифференциация охвата образованием детей в городской и сельской местности увеличивается за счет сельской молодежи, которая едет на обучение в город.
По республике ожидаемое законченное среднее и средне профессиональное образование молодежи в возрасте от 16 до 19 лет составляет 2,3 года. В возможностях получения образования среди молодежи 19-ти лет наблюдается значительный разрыв в пользу девушек, что составляет 0,4 года.
Высшее и послевузовское образование: 28% от общей численности 19-летней молодежи получают высшее образование — 27,5% юношей и девушек — 28%. В возрасте от 17 до 19 лет возможности получения высшего образования среди девушек в среднем на 0,1% больше, чем у юношей. Однако выявлено, что с 21 по 29 лет возможности молодых мужчин возможности получения высшего образования в среднем на 0,02% выше, чем у противоположного пола.
Резюмируя, сделаны следующие выводы по итогам 2022 года:
➖ наиболее полный охват образованием детей наблюдается в 5-9 классах, или на этапе получения неполного среднего образования;
➖ выявлено, что наибольшая численность юношей 16-17 лет из сельской местности обучается в городе;
➖ отмечено, что возможности получения образования на всех его уровнях выше у женщин на этапе получения средне профессионального и очной формы послевузовского образования;
➖ разрыв в охвате образованием в городской и сельской местности учащихся сократился по сравнению с 2017 годом;
➖ общая продолжительность образования (с учетом дошкольного) составляет 14,6 лет, в т.ч. для мужчин — 14,4 года и женщин- 14,8 лет. Данный показатель в 2017 году был равен 12,9 годам, в частности у мужчин — 13,1 лет и женщин — 12,7 лет.
Интересно, вычислить смогут, когда действительно наступит Ренессанс не для отдельной категории, а для большинства населения страны.