Домой Культура, искусство, мода Мартин Зандер: виртуозный чародей органа

Мартин Зандер: виртуозный чародей органа

Мартин Зандер: виртуозный чародей органа

На днях в Органном зале Государственной консерватории Узбекистана прошел концерт органной музыки, который подарил нам Мартин Зандер – известный немецкий органист, лауреат международных конкурсов, профессор Высшей школы музыки и театра Мюнхена и Высшей школы музыки швейцарского Базеля. Музыкант выступает по всему миру, собирая полные залы  восторженных  слушателей и почитателей его таланта, консультирует международные органные проекты и конкурсы.

В этот памятный вечер  узбекистанцы и гости столицы  окунулись в стихию «короля всех инструментов» – самого большого среди них, с самой богатой историей, который на протяжении столетий был и остается символом мира и гармонии. Они услышали потрясающее разнообразие его возможностей   в самых разных музыкальных стилях и оценили  мастерство Мартина Зандера. Орган под его пальцами звучал мощно, полнозвучно, поражая своей красочностью, божественностью, богатством обертонов. Около двух часов этот величественный инструмент был властелином душ слушателей. Согласитесь, органная музыка дарит нам минуты самоуглубленного размышления, которые особенно ценны и благотворны. Поэтому  аншлаг, который собрал прошедший  концерт, только подтвердил это. Ну и, конечно же, его солист, искусство которого получило широкое международное признание.

Мартин Зандер родился в 1963 году в Берлине. Музыкальное образование полу­чи­л в Ганновере, окончив Высшую школу музыки и театра класс органа Ульриха Бремштеллера и специального фортепиано Геррита Циттербарта. Он принимал активное участие в мастер-классах таких выдающихся органистов, как Харальд Фогель, Луиджи Фердинандо Тальявини, Флор Петерс, Даниэль Рот и других. Уже в годы учебы М.Зандер владел большим и разнообразным репертуаром. Он много и широко концертировал в Ганновере и по всей Германии. В 23 года стал обладателем премии Феликса Мендельсона. Он лауреат международных конкурсов: имени Брукнера в Линце (1986), ARD в Мюнхене (1987), имени Баха в Лейпциге (1988), Мусасино в Токио (1988), «Пражская весна» (1989).

Становление органиста, включающее исполнительскую и педагогическую деятельность, непосредственно свя­зано с Германией. Фундаментом его репертуара, как и любого органиста, являются произведения И.С.Баха, перед гением которого он склоняет голову. Каждое произведение  этого культового композитора поражает Мартина искусством полифонии, мастерством ритмической выразительности, буйной творческой фантазией, вдохновенной творческой импровизацией. Бах – это высшая школа и сущность органной культуры, к тому же он был еще и величайшим органистом.

Мартин Зандер не только замечательный музыкант, но и страстный пропагандист органной музыки. Сегодня он много играет как сольные органные концерты, так и с различными оркестрами, среди которых Берлинский симфонический оркестр, Баховская коллегия Штутгарта, оркестр Генделевского фестиваля в Халле, Филармонический оркестр Радио Ганновера, Бохумский симфонический оркестр и другие. Его выступления проходили в таких известных залах, как Дворжака в Праге, Гевандхаусе в Лейпциге, Чайковского в Москве, Сантори-холле в Токио, Берлинской и Санкт-Петербургской филармоний и других.

Музыкант участвует в программах престижных органных фестивалей в Штутгарте, Нюрнберге, Геттингене, Оденсе, Праге. Он осуществил много записей на радио и телевидении в Германии и за ее пределами, записал несколько компакт-дисков с репертуаром от северо-немецкого барокко до XX века. Многие из них были отмечены премиями музыкальной критики. Так, изданная в 1989 году запись Сонаты Юлиуса Ройбке, выдержала за прошедшие годы несколько повторных тиражей и была внесена в «Золотой фонд» известной фирмы Дабрингхаус и Гримм. А  телевизионная версия записи этого монументального сочинения, осуществленная одной из ведущих немецких телекомпаний – NDR, регулярно транслируется и сегодня.

Мартин Зандер еще и член жюри таких конкурсов, как «Пражская весна», имени Чюрлениса в Вильнюсе, имени Баха в Висбадене, имени Букстехуде в Любеке, имени Гельмута Борнефельда в Хайденхайме, а также конкурсов в Риме, Казани и Гейдельберге. Помимо этого, он выступает на различных органных симпозиумах с докладами об истории и практике органного исполнительства.  Им опубликован ряд исследовательских статей, посвященных органу. Под его редакцией в издательстве «Бутц» (Германия) вышли Органные сонаты Филиппа Вольфрума.

К этому следует добавить и органные мастер-классы, которые  музыкант успешно проводит в Германии, России, различных странах Европы, Азии, Северной и Южной Америки. Кстати, накануне   своего сольного концерта в Ташкенте профессор Зандер провел мастер-класс и для наших юных органистов. Причем, он не только высказал замечания и дал им советы, но и поделился секретами   органного исполнительства.

В свою большую разнообразную концертную программу, состоявшую из двух отделений, музыкант включил произведения И.С.Баха и его сына Карла   Филиппа Эммануила, а также В.А.Моцарта, Й.Райнберга, Р.Шумана, Ф.Мендельсона, М.Регера, проявив себя самобытным интерпретатором их творчества.

Я видела его перед выходом на сцену. О чем он думал в тот момент? Скорее всего, как можно ярче, талантливее донести до людей музыку, которую он любит. И он с вдохновением и полной самоотдачей  исполнял каждый номер концертной программы, погружая слушателей в волшебный мир звуков. Зангер не только прекрасный музыкант, но и чародей, истинный виртуоз, владеющий всеми техническими правилами. Он установил с публикой тесный душевный контакт с самого первого номера – Прелюдии и фуги (Ми-бемоль мажор, соч. 552) И.С.Баха, после которого зал взорвался аплодисментами. Впрочем, как и  после других опусов. Его исполнительский облик отличается творческой фантазией, артистическим бесстрашием, а манера –  яркостью контрастов, экспрессивностью. Так, большой тембровой выразительности он добился в Пассакалии  из Сонаты №8 (ми минор) Й.Райнбергера, а в увертюре к оратории «Павел» Ф.Мендельсона продемонстрировал виртуозный блеск.

Переполненный зал долго не хотел расставаться с артистом, требуя биса, и он в благодарность за восторженный прием вознаградил слушателей исполнением одного из лейпцигских хоралов И.С. Баха. Безусловно, поклонникам органа в Ташкенте крупно повезло – услышать Мартина Зандера. Хочется надеяться, что мы еще  не раз встретимся  с этим замечательным музыкантом, подарившим нам столько положительных эмоций. Пожелаем ему новых творческих свершений и дальнейших успехов!

Инесса Гульзарова, музыковед.

Фото из интернета.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь