В эти дни в Москве, в Музее-заповеднике Царицыно демонстрируются лучшие образцы работ керамистов Риштана. Эта выставка уникальна: впервые после распада СССР узбекские керамисты приехали в Россию, чтобы обменяться опытом, показать, как они совмещают древние традиции своего ремесла с новыми направлениями в искусстве керамики.
Открытие выставки в Царыцино
Посуду из глины делали всюду и во все времена, она несла чисто утилитарную функцию, легко заменялась новыми горшками и блюдами. В любом краеведческом музее на витринах можно увидеть черепки, которым много веков.
Современные технологии позволяют изготовить посуду из чего угодно. Одноразовая или фабричная посуда стала обыденностью.
Тем приятнее держать в руках посуду, сделанную с душой, по древним традициям, на гончарном круге, мастером, который потратил свое жизненное время, чтобы глину эту накопать, очистить, слепить, обжечь, украсить рисунком, вложить свои мечты, щедрость сердца, тепло рук.
В Узбекистане, через который прошел Великий шелковый путь, и сейчас работают мастера, изготавливающие глиняную посуду по старинным рецептам. В каких-то известных центрах керамики осталось по одному-два мастера. Риштан, искусство гончаров которого исчисляется веками, сумел сохранить два десятка династий мастеров.
В 2021 году по инициативе Президента Узбекистана Ш.М. Мирзиёева в Риштане открылся Международный центр керамики, объединивший 20 династий местных мастеров-керамистов. Теперь десять из них представили свои работы в Москве, в Музее-заповеднике Царицыно. Эта выставка уникальна: впервые после распада СССР узбекские керамисты приехали в Россию, чтобы обменяться опытом, показать, как они совмещают древние традиции своего ремесла с новыми направлениями в искусстве керамики.
Московские почитатели узбекской керамики
Исмоилжон Камилов, Мухаммадали Таджалиев, Махмуджон Азизов, Мавсун Мамажонов, Нумонжон Дехканов, Икром Камбаров, Хает Рахимов, Гафур Бабаджанов, Бахтиёр и Алишер Назиров — каждый из них обладает неповторимым почерком, их изделия сделаны в разной цветовой гамме. Неизменно одно — в каждую работу мастер вкладывает часть своей души и желание показать мир красивым.
Риштан — древний город, стоящий на залежах красной глины, обладающей особой пластичностью. Риштан стоял на Великом шелковом пути, по которому везли китайские вазы, местные умельцы захотели создать посуду не хуже китайской и немало в этом преуспели.
Организаторы выставки Юлия Иванова, Алишер Назиров, Екатерина Ермакова
В Узбекистане несколько центров керамики, но Риштан наиболее известен. В советское время на местной фабрике работали сотни местных жителей. Одним из главных художников фабрики в течении почти что десяти лет лет был Алишер Назиров, талантливый керамист, который увлекся глиной в 12 лет, когда попал на экскурсию на эту фабрику и взял в руки кусок глины.
«Глина либо принимает тебя, либо нет», — говорит он. По его словам, настоящий керамист глину чувствует, даже если лепит изделие вслепую, с завязанными глазами, и обязательно вкладывает в изделие часть своей души. «Земля круглая, но по углам много хороших людей», — так он считает.
На встрече с прессой Усто Алишера Назирова в Царыцино присутствовал слепой художник из России, который обучается у Назирова!
Осматривая выставку в Царыцино, я вспомнила свою поездку в Узбекистан пять лет тому назад, спасибо моему гиду по этой солнечной стране Фатиме Арифджановой, которая тогда познакомила меня со многими талантливыми людьми, в том числе с Алишером Назировым в его чудесной мастерской в Риштане.
Нас встретил хозяин дома Алишер-ака с накрытым столом, экскурсией по своему домашнему музею, в котором хранятся старинные изделия мастеров-керамистов Риштана. Затем для нас открыли печь с готовыми изделиями — Усто Алишер Назиров специально перед нашим визитом «зарядил» печь за несколько дней до нашего приезда (так долго «запекается» керамика), чтобы мы могли увидеть таинство появления на свет готовых изделий, даже поучаствовали в выемке их из печи.
Алишер Назиров обучался своему искусству с детства у нескольких мастеров, которые в какой-то момент понимали, что больше уже не могут научить его новому, он освоил все, что они знают, и передавали его тем Усто, которые могли научить мальчика ещё чему-то новому.
Будучи уже зрелым мастером, Алишер Назиров попал в Японию к мастеру-керамисту и обучался у него несколько месяцев, делясь и своими секретами мастерства.
Вернувшись из Японии, Алишер-ака стал расписывать свои изделия настолько тонко, перемешав восточную философию своей древней страны и Японии, что его ляганы и другие изделия невозможно спутать ни с какими другими.
Мало того, Алишер Назиров глазурь, которой покрывает свои изделия, изготавливает по старинному рецепту, полученному им от своего Усто, а это до сих пор секрет каждого Мастера.
Нам всего лишь удалось узнать, что надо успеть в десятидневный срок после 10 октября собрать достаточное количество определенной травы, из которой путем обжига получают нужное вещество, придавая посуде особый оттенок краске, нанесенной на поверхность.
Эта добавка придает и особую прочность керамике. На наших глазах Усто Алишер бросил ляган с небольшой высоты на плитку, и он остался цел.
Работы Алишера Назирова хранятся во многих музеях мира, в том числе, в Музее Востока в Москве.
В исламе испокон веков изображение человека и животных не поощрялось, так как то, что создал Аллах, не может повторить человек. Поэтому традиционно посуда была украшена растительными мотивами — перцами, которые оберегают обладателя посуды от дурного глаза, гранатами и чертополохом, которые символизируют плодородие и жизнелюбие.
Нынешние художники-керамисты могут нарисовать Птицу счастья или улыбающуюся рыбу, создать посуду не только утилитарную, но и музейного уровня, праздничную и радующую глаз.
На выставке в Царицыно мы увидели, каким видят окружающий мир разные мастера. Узбекистан — страна благодатного земледелия, прогретая солнцем, радостью плодородия, здесь живут гостеприимные и щедрые душой люди, смотрят на одно и то же, а видят разное, даже разного цвета.
У творений керамистов Узбекистана
Алишер Назиров, Усто (признанный Мастер) подумал и о женщинах, которым приходится мыть посуду. Он наносит рисунок даже на дно ляганов, блюд для плова. Представляете, как нужно любить незнакомых людей, которые покупают у него посуду?
Произведения Алишера Назирова вошли в коллекции Государственного музея искусств Узбекистана, Дирекции художественных выставок Академии художеств Узбекистана, Ферганского областного краеведческого музея, Государственного музея искусств народов Востока в Москве, музее этнографии в Санкт-Петербурге, Музея керамики Асакура-сан в Комацу (Япония).
Он давний член творческого объединения Академии художеств Узбекистана. А с 1997 года — член Ассоциации народных мастеров Узбекистана «Хунарманд» и председатель его риштанского отделения.
Мне видится очень важным ещё и то, что выставка была организована по инициативе самого Усто Алишера Назирова, чтобы навести мосты между нашими странами, чтобы мы лучше знали культуру друг друга и понимали друг друга. Мне кажется, что в нынешнее время особенно важно делиться друг с другом теплом души и своим видением мира.
Новые вазы
На открытии присутствовали мастера керамики России, знатоки и любители народного искусства,проявившие глубокий интерес к работам узбекских керамистов, Алишеру Назирову задавали массу вопросов.
Подобные выставки и в Узбекистане редкость, а для России и вовсе большое событие, часть работ мастеров отправится по окончании в российские музеи.
Львы Шердора — тема для керамистов Риштана
Один из персональных разделов выставки
Беседа Мастера Алишера Назирова с посетителем выставки
В зале выставки
Ольга Сычева, посетитель выставки,
специально для «Новостей Узбекистана»
Москва.