back to top
16.5 C
Узбекистан
Суббота, 21 сентября, 2024

Концепция совершенствования генеральных планов городов. Мнение профессионала. Часть третья

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,820ПодписчикиПодписаться

Творческая трибуна.

Часть первая

Часть вторая

Города растут непрерывно и постоянно. Растут, как мы видим, во всех направлениях. Мерами, которые применялись до сих пор, остановить этот рост уже не удается. По прогнозным расчетам, да и по жизни: численность проживающих в городах, за счет приезжего населения Республики – будет увеличиваться из года в год. Растут не только города в целом: возрастают и все их составляющие.

Непрерывно увеличиваются размеры структурных элементов города – жилые образования: население которых растет за счет беспрерывного уплотнения.

Растут дома: их увеличивающееся количество и высота.

Заторяются улицы, за счет увеличения проезжих частей и стоянок. Магистрали и перекрестки улиц вынужденно расширяются из-за стремительно возрастающего числа автомашин. Не хватает прежних сечений улиц. Расширяясь почти безудержно и беспрерывно, они «съедают» город.

Всё это приводит к неизбежному выводу: мы должны зафиксировать некую «внутреннюю» масштабность города, которая будет связана с его абсолютными размерами. Такова объективная реальность и такой масштабностью будет – соразмерность города с человеком, проживающим в нем.

 Ибо город веками строится и существует не сам для себя. Это – организм, предназначенный, прежде всего, для удобной жизни людей во всех её  формах.

Если рассматривать современный город с позиции профессионального обывателя-жителя, то становиться ясно, что нормальный человек сегодня неизбежно теряется и чувствует себя подавленным в городском пространстве. Теряется физически, не имея возможности легко и свободно передвигаться в городской среде. Теряется и психологически, ощущая реально уничтожающиеся открытые зеленые пространства. Конечно у городского жителя развивается своеобразная адаптация к изменениям окружающей обстановки. Но и она имеет границы.

А потому представляется совершенно очевидным, что, каковы бы ни были объективные причины абсолютного разрастания городов, необходимо обязательно сделать город «человечным» и, в конце концов, вне зависимости — от его масштабов и размеров, от количества машин, от огромных территорий строящихся многоэтажных домов, от гипертрофии пространства.

Самый серьёзный вопрос нашего современного градостроения: чем больше растет город, тем больше возрастает опасность  потери его основного качества -соизмеримости масштаба города с человеком. Потому что, именно чувство тесной связанности городской среды, с жителем всегда определяло масштабы и отдельных зданий, и улиц, и открытых пространств, и всего города в целом.

Как вернуть объективно разрастающемуся городу человеческую сущность его масштабности? Как остановить чисто количественные и, так называемые, качественные изменения его планировочной структуры и образа?

Есть целый ряд ставших уже почти ремесленными способов создать «человечную» масштабность средствами «чистой» архитектуры, (оснащение зданий элементами и деталями непосредственно соотносимыми с человеком: многоплановость, уступчивость построения высотных сооружений и т.д. и т.п.).

Есть другой способ – разнообразить архитектуру малоэтажной застройки, который стоит как бы на полпути от человека к громадам основных зданий и комплексов, территорий и зон.

Есть, наконец, искусство, благополучно забытое в городе — монументальное, декоративное, обращенное непосредственно к человеку-жителю.

И конечно, всегда остается возможным использование богатства естественного ландшафта, который неизменно спасает городскую среду от угрозы так называемой «дегуманизации».

Использование всех этих средств, конечно не решит проблему со- масштабности, если не сформировать целостно-продуманную композицию города (новую современную модель города), в увязке со всем, что окружает человека – и архитектуру, и цвет этой архитектуры, и монументальное искусство, и дизайн, и весь естественный пейзаж, и элементы транспорта, и свет, и рекламу – всего, что определяется выражением «гуманизированная среда».

В условиях современного города архитекторы должны получить исключительную возможность, которую предоставит государство (во что с трудом верится), — плавно, сознательно строить образ города не по  воле случая, а обоснованно, используя весь арсенал архитектурных, планировочных и художественных средств. Все это должно опираться на научную концепцию, на общую пространственно-художественную  идею, сознательно организованную на восприятие человека, регулирующее его эмоции и физическое состояние.

Чтобы построить «образ нового города», необходимо точно знать:  как город воспринимается человеком-жителем, может ли он быть охвачен его восприятием целиком?

А это значит, что последовательно воспринимаемые элементы города не могут и не должны быть случайными скоплениями объемов и пространств. И если современный город задумывать в общих чертах, как единое архитектурно-композиционное целое столь же  необходимо, чтобы это целое  строилось как система взаимосвязанных комплексов.

Естественно, что в таких развитых многофункциональных архитектурных образованиях должны размещаться также задуманные художественные комплексы: скульптурные, вырастающие на стенах, и из стен, на плитах дворов и открытых пространств, из воды бассейнов; живопись на стенах домов и на малых декоративных формах; цвет отдельных стен и зданий и площадей в целом; по контрасту связанные со всем этим обязательно присутствующие в городе произведения дизайна и инженерии. Все это вместе  с зеленью должно создать такую среду обитания, находясь в которой человек ощутит, что город делается действительно для него.

Мастерство градостроителей-архитекторов, художников, дизайнеров заключается в том, — чтобы город был одновременно и интимным и общественным, городом не только для людей, но и для машин (ибо речь идет о городе современном, урбанизированном).

И тогда город станет не бесконечным скоплением бесчисленных домов в запутанном каркасе улиц и дорог, а сделается созвездием крупных, ясно и хорошо воспринимаемых жителями комплексов и красивых открытых пространств, — и гуманистическая характеристика городов,  как новых, так и реконструируемых старых, раскроется полностью.

Ничего личного и обязательного, только мнение!

Бахтиер Магдиев, Главный архитектор проектов ГУП «Узшахарсозлик ЛИТИ»         

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. На бумаге всё излагается прям как стихи складывают , а на деле , на местах исполнительная практика — отстой ! Поэтому и говорят красиво заливать одно , а вот претворять в жизнь другое . Нужно кардинально менять форму общественного управления с формированием личностей , которые способны брать на себя историческую ответственность и у которых слова не расходятся с делами , а иначе — всё это пустые слова — наукоподобное словоблудие .

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Беспредел на рынке недвижимости: время нелегальных риэлторов в Узбекистане на исходе

Недвижимость — это не просто бизнес, это огромная ответственность перед клиентами, государством и обществом. В Узбекистане ситуация с риэлторами...

Больше похожих статей