back to top
5.2 C
Узбекистан
Понедельник, 13 января, 2025

Концепция совершенствования генеральных планов городов. Мнение профессионала. Часть третья

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,190ПодписчикиПодписаться

Творческая трибуна.

Часть первая

Часть вторая

Города растут непрерывно и постоянно. Растут, как мы видим, во всех направлениях. Мерами, которые применялись до сих пор, остановить этот рост уже не удается. По прогнозным расчетам, да и по жизни: численность проживающих в городах, за счет приезжего населения Республики – будет увеличиваться из года в год. Растут не только города в целом: возрастают и все их составляющие.

Непрерывно увеличиваются размеры структурных элементов города – жилые образования: население которых растет за счет беспрерывного уплотнения.

Растут дома: их увеличивающееся количество и высота.

Заторяются улицы, за счет увеличения проезжих частей и стоянок. Магистрали и перекрестки улиц вынужденно расширяются из-за стремительно возрастающего числа автомашин. Не хватает прежних сечений улиц. Расширяясь почти безудержно и беспрерывно, они «съедают» город.

Всё это приводит к неизбежному выводу: мы должны зафиксировать некую «внутреннюю» масштабность города, которая будет связана с его абсолютными размерами. Такова объективная реальность и такой масштабностью будет – соразмерность города с человеком, проживающим в нем.

 Ибо город веками строится и существует не сам для себя. Это – организм, предназначенный, прежде всего, для удобной жизни людей во всех её  формах.

Если рассматривать современный город с позиции профессионального обывателя-жителя, то становиться ясно, что нормальный человек сегодня неизбежно теряется и чувствует себя подавленным в городском пространстве. Теряется физически, не имея возможности легко и свободно передвигаться в городской среде. Теряется и психологически, ощущая реально уничтожающиеся открытые зеленые пространства. Конечно у городского жителя развивается своеобразная адаптация к изменениям окружающей обстановки. Но и она имеет границы.

А потому представляется совершенно очевидным, что, каковы бы ни были объективные причины абсолютного разрастания городов, необходимо обязательно сделать город «человечным» и, в конце концов, вне зависимости — от его масштабов и размеров, от количества машин, от огромных территорий строящихся многоэтажных домов, от гипертрофии пространства.

Самый серьёзный вопрос нашего современного градостроения: чем больше растет город, тем больше возрастает опасность  потери его основного качества -соизмеримости масштаба города с человеком. Потому что, именно чувство тесной связанности городской среды, с жителем всегда определяло масштабы и отдельных зданий, и улиц, и открытых пространств, и всего города в целом.

Как вернуть объективно разрастающемуся городу человеческую сущность его масштабности? Как остановить чисто количественные и, так называемые, качественные изменения его планировочной структуры и образа?

Есть целый ряд ставших уже почти ремесленными способов создать «человечную» масштабность средствами «чистой» архитектуры, (оснащение зданий элементами и деталями непосредственно соотносимыми с человеком: многоплановость, уступчивость построения высотных сооружений и т.д. и т.п.).

Есть другой способ – разнообразить архитектуру малоэтажной застройки, который стоит как бы на полпути от человека к громадам основных зданий и комплексов, территорий и зон.

Есть, наконец, искусство, благополучно забытое в городе — монументальное, декоративное, обращенное непосредственно к человеку-жителю.

И конечно, всегда остается возможным использование богатства естественного ландшафта, который неизменно спасает городскую среду от угрозы так называемой «дегуманизации».

Использование всех этих средств, конечно не решит проблему со- масштабности, если не сформировать целостно-продуманную композицию города (новую современную модель города), в увязке со всем, что окружает человека – и архитектуру, и цвет этой архитектуры, и монументальное искусство, и дизайн, и весь естественный пейзаж, и элементы транспорта, и свет, и рекламу – всего, что определяется выражением «гуманизированная среда».

В условиях современного города архитекторы должны получить исключительную возможность, которую предоставит государство (во что с трудом верится), — плавно, сознательно строить образ города не по  воле случая, а обоснованно, используя весь арсенал архитектурных, планировочных и художественных средств. Все это должно опираться на научную концепцию, на общую пространственно-художественную  идею, сознательно организованную на восприятие человека, регулирующее его эмоции и физическое состояние.

Чтобы построить «образ нового города», необходимо точно знать:  как город воспринимается человеком-жителем, может ли он быть охвачен его восприятием целиком?

А это значит, что последовательно воспринимаемые элементы города не могут и не должны быть случайными скоплениями объемов и пространств. И если современный город задумывать в общих чертах, как единое архитектурно-композиционное целое столь же  необходимо, чтобы это целое  строилось как система взаимосвязанных комплексов.

Естественно, что в таких развитых многофункциональных архитектурных образованиях должны размещаться также задуманные художественные комплексы: скульптурные, вырастающие на стенах, и из стен, на плитах дворов и открытых пространств, из воды бассейнов; живопись на стенах домов и на малых декоративных формах; цвет отдельных стен и зданий и площадей в целом; по контрасту связанные со всем этим обязательно присутствующие в городе произведения дизайна и инженерии. Все это вместе  с зеленью должно создать такую среду обитания, находясь в которой человек ощутит, что город делается действительно для него.

Мастерство градостроителей-архитекторов, художников, дизайнеров заключается в том, — чтобы город был одновременно и интимным и общественным, городом не только для людей, но и для машин (ибо речь идет о городе современном, урбанизированном).

И тогда город станет не бесконечным скоплением бесчисленных домов в запутанном каркасе улиц и дорог, а сделается созвездием крупных, ясно и хорошо воспринимаемых жителями комплексов и красивых открытых пространств, — и гуманистическая характеристика городов,  как новых, так и реконструируемых старых, раскроется полностью.

Ничего личного и обязательного, только мнение!

Бахтиер Магдиев, Главный архитектор проектов ГУП «Узшахарсозлик ЛИТИ»         

2 КОММЕНТАРИИ

  1. На бумаге всё излагается прям как стихи складывают , а на деле , на местах исполнительная практика — отстой ! Поэтому и говорят красиво заливать одно , а вот претворять в жизнь другое . Нужно кардинально менять форму общественного управления с формированием личностей , которые способны брать на себя историческую ответственность и у которых слова не расходятся с делами , а иначе — всё это пустые слова — наукоподобное словоблудие .

  2. Попробуйте взять на себя историческую ответственность, и изложите свою форму общественного управления.
    Почитаем, порассуждаем, если не слабо..)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Названы сроки, когда планируется приравнять электронные копии документов к оригиналам

С 1 июля 2025 года электронные копии паспортов и других документов будут приравнены к их физическим аналогам. Это закреплено...

Больше похожих статей