back to top
9.9 C
Узбекистан
Пятница, 22 ноября, 2024

Как будет проходить порядок голосования, определения и публикации результатов выборов

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

Кульминационным моментом выборов в Президенты Республики Узбекистан является голосование, т.е. непосредственное изъявление воли избирателей по поводу избрания достойного по их мнению кандидата в Президенты Республики Узбекистан. В главе 10 Избирательного Кодекса «Организация и проведение голосования» устанавливается порядок голосования и определения результатов выборов.

    Какие же требования предъявляются к голосованию? Как оно должно проводится?   Прежде всего, в Избирательном Кодексеуделяется особое внимание месту и времени голосования.

     Голосование проводится в специально отведенных помещениях, в которых должны быть оборудованы в достаточном количестве кабины или комнаты для тайного голосования, определены места выдачи избирательных бюллетеней и установлены избирательные ящики. Избирательные ящики устанавливаются таким образом, чтобы голосующие при подходе к ним обязательно проходили через кабины или комнаты для тайного голосования. Оборудование помещений и поддержание в них необходимого порядка возложено на участковую избирательную комиссию (ст. 49 Избирательного Кодекса).

     Голосование проводится в день выборов с 8 до 20 часов. О времени и месте выборов участковая избирательная комиссия извещает избирателей не позднее чем за десять дней до выборов, а списки избирателей представляются для всеобщего ознакомления за пятнадцать дней до выборов (cт.51 Избирательного Кодекса).

   Избирательном Кодексом строго регламентируются действия участковой избирательной комиссии в день выборов:

  • помещение для голосования открывается для голосования при наличии не менее двух третей членов участковой избирательной комиссии;
  • председатель комиссии в их присутствии опечатывает избирательный ящик, распределяет между членами комиссии избирательные бюллетени, списки избирателей и объявляет начало выборов;
  • общее количество бюллетеней оформляется отдельным документом;
  • избирательный бюллетень выдается избирателю после предъявления им члену избирательной комиссии документа, удостоверяющего его личность и росписи в списке избирателей;
  • список избирателей может содержать приложение, содержащее фамилии избирателей, по каким-либо причинам не включенным в список избирателей;
  • про просьбе избирателей, которые не могут прибыть в помещение для голосования, комиссия организует голосование в месте их пребывания;
  • избиратель, не имеющий возможности в день выборов находится по месту жительства, может оставить заполненный избирательный лист в закрытом конверте участковой комиссии.

    Процесс голосования, осуществляемый избирателем, должен состоять из следующих этапов:

  1. предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, члену избирательной комиссии;
    1. произведение им подписи в списке избирателей;
    1. получение избирательного бюллетеня;
    1. заполнение избирательного бюллетеня в кабине или комнате для тайного голосования;
    1. отметка в бюллетене фамилии того кандидата, за которого голосует избиратель в форме знака-крестика;
    1. опускание заполненного избирательного бюллетеня в избирательный ящик.

    Законом обеспечивается свобода волеизъявления избирателя путем запрещения;

  • проведения в помещении для голосования каких-либо политических акций;
  • присутствия при заполнении бюллетеня других лиц, кроме голосующего;
  • участия лиц, входящих в избирательную комиссию, наблюдателей и доверенных лиц в оказании помощи избирателю по заполнению избирательного бюллетеня.

     Необходимо отметить, что проведение голосования является самым важным объектом для изучения национальными и международными наблюдателями. Они обращают внимание на такие моменты как: труден ли доступ избирателей на избирательный участок, присутствуют ли на избирательном участке материалы предвыборной кампании, не ведется ли агитационная деятельность, оказывается ли влияние или давление на избирателей, точен ли список избирателей, как они регистрируются.

     В день голосования наблюдатели, как правило, обращают внимание на внутреннюю планировку избирательного участка, может ли она гарантировать тайное голосование; их интересует допускаются ли избиратели в избирательные кабинки вместе, могут ли голосовать инвалиды и тяжелобольные, как и кем им оказывается помощь, обеспечено ли необходимое количество избирательных бюллетеней. Все эти вопросы должны находится в поле зрения и своевременно разрешаться участковой избирательной комиссией.

    Очень важно правильно определить результаты голосования. Этот процесс должен отвечать принципам: законности, своевременности и последовательности, т.е. осуществляться только на основании положений закона, в установленные им сроки и соответствующими избирательными комиссиями.

     Каковы функции участковой избирательной комиссии по подведению итогов выборов?

После окончания голосования и вскрытия избирательных ящиков участковая избирательная комиссия:

  1. устанавливает общее число избирателей на участке;
  2. определяет число избирателей, получивших избирательные бюллетени и листы;
  3. устанавливает конкретное число избирателей, проголосовавших в день выборов по каждому избирательному округу и по каждому кандидату в Президенты.

     На основании избирательных бюллетеней и листов, находившихся в избирательных ящиках, участковая избирательная комиссия устанавливает:

  • число голосов, поданных за, и число голосов, поданных против каждого кандидата в Президенты;
  • число избирательных бюллетеней и листов, признанных недействительными (они признаются недействительными, если при голосовании знак-крестик поставлен более чем в одном квадрате, а также если они неустановленного образца).

     Результаты подсчета голосов рассматриваются на заседании участковой избирательной комиссии и заносятся в протокол, составляемый по каждому округу, протокол подписывается председателем, его заместителем, секретарем, другими членами и представляется в соответствующую окружную избирательную комиссию.

В чем же состоят функции окружной избирательной комиссии?

Только на основании протоколов участковых избирательных комиссий она определяет:

  • общее число избирателей по округу;
  • число избирателей, получивших избирательные бюллетени и листы;
  • число избирателей, принявших участие в голосовании;
  • число голосов, поданных за, каждого кандидата;
  • число избирательных бюллетеней и листов, признанных недействительными .

     Результаты выборов по округу устанавливаются на заседании окружной избирательной комиссии и заносятся в протокол, который подписывается председателем, его заместителем, секретарем и другими членами комиссии. Протокол представляется в Центральную избирательную комиссию, которая подводит окончательные итоги выборов.

На основании протоколов окружных и участковых избирательных комиссий Центральная избирательная комиссия определяет:

  • общее число избирателей по республике;
  • число избирателей, получивших избирательные бюллетени и листы;
  • число избирателей, принявших участие в голосовании;
  • число голосов, поданных за, каждого кандидата;
  • число избирательных бюллетеней, признанных недействительными.

      Выборы признаются несостоявшимися только в том случае, если в них приняло участие не менее тридцати трех процентов избирателей.

      Необходимо отметить, что выборы по отдельным избирательным участкам могут быть признаны недействительными из-за допущенных в ходе выборов нарушений, повлиявших на итоги голосования. Результаты голосования по таким избирательным участкам исключаются из общих результатов выборов, при условии, что без них выборы в целом могут быть признаны состоявшимися.

Выборы в целом или по отдельным округам либо по отдельным избирательным участкам могут быть признаны недействительными из-за допущенных в ходе выборов или при подсчете голосов нарушений, повлиявших на итоги голосования. Решение о признании выборов недействительными принимается Центральной избирательной комиссией и может быть обжаловано в Верховный суд Республики Узбекистан в течение десяти дней со дня опубликования итогов голосования. Право обжалования решения о признании выборов недействительными принадлежит кандидатам в Президенты Республики Узбекистан.

   Постановление Центральной избирательной комиссии по итогам выборов Президента Республики Узбекистан, принимается не позднее десяти дней после выборов, публикуется (обнародуется) на официальном веб-сайте Центральной избирательной комиссии и в других источниках (ст.97 Избирательного кодекса).

         Президент Республики Узбекистан вступает в должность с момента принесения присяги на совместном заседании палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан не позднее двух месяцев со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией результатов выборов Президента Республики Узбекистан (ст.65 Избирательного кодекса).

.

Омон Мухамеджанов- доктор юридических наук, профессор ТГЮУ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

НДПУ предлагает альтернативу повышению пенсионного возраста в Узбекистане. С какой инициативой выступила партия?

Народно-демократическая партия Узбекистана (НДПУ) выступила против повышения пенсионного возраста, предложив вместо этого обеспечить прозрачность пенсионной системы и дать пенсионерам...

Больше похожих статей