В настоящее время при разработке генеральных планов остро чувствуется директивные установки ограничения на использование для развития городов поливных земель и сельхозугодий, увеличение необоснованного сноса жилого фонда, резкое повышение этажности застройки.
Это же касается и расчетной численности населения городов, которая стала жёстко устанавливаться Руководством… в сторону резкого повышения без учета естественного прироста и необходимости «вписаться» в суммарную численность этого населения в целом по регионам.
Двадцатилетний расчетный срок требует более реалистично оценивать возможность роста городов и увеличения капиталовложений в развитие городского хозяйства, прироста жилой обеспеченности и установленных нормативов по развитию сферы обслуживания и инженерно-транспортной инфраструктуры. Учет всех этих факторов влияют на решение проблем пространственного развития городов и оказывают влияние на повышение реалистичности генеральных планов.
Город сложный динамический объект, который непрерывно развивается – как в пространстве, так и во времени.
Для моделирования городов как сложной планировочной системы необходимо рассматривать их в увязке с окружающими населенными пунктами и отслеживанием всех процессов их территориального функционирования и развития.
Игнорирование этого может привести к тому, что прилегающие к городам сельхозтерритории будут застроены капитальными производственными и жилыми зданиями прилегающих поселков, которые ограничат рост городов в будущем. А когда внутренние резервы свободных городских территорий «якобы» для развития будут исчерпаны, то это приведет к массированному сносу жилой застройки, то есть к сокращению жилого фонда – бесценного достояния народа.
Проектирование города с использованием традиционного метода, с целью получения конечного результата, то есть завершенного окончательного объекта: вызывает сомнения в правильности такого подхода.
Поэтому, как бы, возникает вопрос: а, можно ли рассматривать эти работы как подлинные генеральные планы городов? Не превратятся ли они в своеобразные проекты по размещению строительства, на какой то «выборочный» срок?
В условиях, когда первоочередные мероприятия не вытекают из долгосрочных программ развития городов, а диктуются указаниями «сверху», обостряется опасность принятия неоптимальных решений, которые будучи внешне эффектными с позиций ближайшей перспективы, приведут к дорогостоящим ошибкам в дальнейшем развитии городов.
Отсутствие у хокимиятов городов и регионов программ по реализации генеральных планов по основным направлениям и периодам развития, в части: жилищного строительства, культурно-бытового обслуживания, инженерно-транспортной инфраструктуры делает невозможным реализацию генеральных планов в период расчетного срока – 20 лет, а требует более длительного времени.
Не могут быть реализованы в этот период в полной мере и социальные вопросы. Например, ограниченные возможности проведения реконструктивных мероприятий, связанных с лимитированностью капиталовложений в городское хозяйство и ремонта существующей инфраструктуры, чтобы достичь равнокачественности жилищных условий – как в самом городе, так и в новой части.
Поэтому, разнонаправленные ограничения приводят к возникновению и обострению конфликтных ситуаций в городах.
Все это наводит на мысль, что расчетный срок является не конечным, а лишь одним из промежуточных этапов долговременного процесса развития города. Поэтому, генеральный план должен представлять собой прежде всего целевую модель развития города, не привязанную к конкретным рубежам.
Эта целевая модель, которая будет содержать принципиальные решения планировочной структуры и функционального зонирования будет являться стабильной основой генерального плана.
Разработка новой модели городов требует совершенствования действующего планировочного ШНК…, который во многом исчерпал свое значение в качестве нормативной базы градостроительства.
Нормативная база должна быть увязана с прогнозируемыми ресурсными возможностями регионов и не должны быть одинаковыми для всех городов, так как существуют принципиальные различия в их величине, месте в системе расселения, исходном уровне и тенденций развития.
При разработке нормативов должна быть решена и проблема сноса жилого фонда, порождающая сегодня особенно много сложностей. Усовершенствовать критерии отнесения жилья к пригодному или непригодному. Если сегодня на первом плане все еще стоят количественные аспекты, то по мере наращивания жилого фонда все большую роль должны будут играть и показатели качества жилья.
В связи с этим станет возможным и необходимым учитывать, наряду с физическим, и моральный износ жилых зданий и, кроме – того, повышения сохранности жилого фонда и необходимости его реконструкции и обновления (на постоянной основе).
Без всего этого трудно повысить интенсивность использования городских территорий, предотвратить расползание городских территорий и удлинение инженерных коммуникаций.
Представляется необходимым рассмотреть на уровне: «Министерства строительства Республики Узбекистан, Института прогнозирования и макроэкономических исследований и Института социальных исследований при Кабинете Министров Республики Узбекистан, а также с участием Агентства Урбанизации при Министерстве Экономики Республики Узбекистан» вопроса об изменении статуса и порядка разработки генеральных планов городов.
Сохраняя за генеральным планом роль программного документа, определяющего общую стратегию развития города на длительный срок (порядка 50 лет), следует ввести разработку оперативного плана, приняв в качестве расчетного срока 15-20лет с корректировкой через каждые 5 лет.
Целесообразно, установить такой порядок сначала в качестве эксперимента только для одного крупного города, обеспечив закрепление разработки генерального и оперативного планов за единой организацией – генеральным проектировщиком.
P.S. Новый генеральный план необходимо задумывать как постоянно-обновляемый программно-целевой документ, способный развиваться и трансформироваться с учетом изменения внешних условий и целевых установок.
Смысл генерального плана как стратегического документа – это страховка под нужды будущих поколений.
Магдиев Б.М., Главный архитектор проектов, ГУП «Узшахарсозлик ЛИТИ»
На примере города Ургенча , Хорезмской области наблюдаются признаки того , что статьи «Градостроительного кодекса» 37 — 43 , касаемые разработки генеральных планов , были представлены на утверждение Парламенту в сыром виде , без надлежащего анализа правоприменительного механизма диспозиций вышеуказанных статей . То есть уместно поставить вопрос об должностном соответствии кадров , представившим эти статьи в таком виде на утверждение Парламента.