back to top
15.3 C
Узбекистан
Понедельник, 20 мая, 2024

Президентские выборы. Как будут голосовать люди с инвалидностью?

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,340ПодписчикиПодписаться

 В сегодняшнем мире защита и поддержка лиц с инвалидностью являются показателем социальной ориентированности государства. Участие лиц с инвалидностью в избирательном процессе является критерием их демократичности и общедоступности. В целях полноценной реализации прав лиц с ограниченными возможностями в законодательстве  Узбекистана предусмотрены все условия по созданию удобной инфраструктуры, в том числе и в рамках избирательного процесса для обеспечения их эффективного избирательного права.

В статье 57 закреплено, что права лиц с инвалидностью и других социально уязвимых категорий населения находятся под защитой государства и что государство создает условия для полноценного доступа лиц с инвалидностью к объектам и услугам социальной, экономической и культурной сфер, содействует их трудоустройству, получению образования, обеспечивает возможность беспрепятственного получения необходимой им информации.

Принципы всеобщего и равного избирательного права, содержащиеся в параграфе 7.3 Копенгагенского документа Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) 1990 года, а также Конвенция ООН о правах инвалидов, обеспечивают соответствующие условия, чтобы лица с инвалидностью могли осуществлять свое право голоса. В этой связи, на государства возлагается обязанность обеспечить, чтобы лица с инвалидностью имели реальные возможности воспользоваться своими избирательными правами. Так,  например:

   — обеспечить доступность избирательных участков для избирателей в инвалидных колясках (доступным считается избирательный участок, на территории которого человек в инвалидной коляске может передвигаться без посторонней помощи);

  — содействовать использованию ассистивных устройств для голосования, позволяющих слабовидящим лицам голосовать самостоятельно, или путем предоставления инвалидам помощи при голосовании со стороны любого лица по их усмотрению;

  — предоставить им информацию, касающуюся предвыборной агитации, и возможность получать информацию в ходе избирательного процесса в доступных для лиц с инвалидностью форматах (текст, набранный рельефно-точечным шрифтом Брайля, сенсорными символами или крупным шрифтом, а также сообщение на языке глухонемых).

После ратификации в 2021 году Узбекистаном Конвенции ООН о правах инвалидов важной задачей стало создание максимально оптимальных условий для уязвимых граждан. В соответствии со ст. 29 указанной Конвенции, «государства-участники гарантируют инвалидам право и возможность голосовать и быть избранными и обязуются обеспечивать возможность полноценного участия этой категории граждан в избирательном процессе, используя процедуры, помещения и материалы для голосования, которые в достаточной мере являются для них подходящими, доступными и легкими для понимания и использования». В связи с этим лица с инвалидностью должны иметь не только право, но и возможность голосовать и быть избранными.Это возлагает на государство обязанность посредством принятия практических мер гарантировать лицам с инвалидностью реальную возможность осуществлять свои избирательные права.

Закон Республики Узбекистан «О правах лиц с инвалидностью», принятый в 2020 г. обозначил основные принципы обеспечения прав лиц с инвалидностью, в том числе принципы запрета и недопущения дискриминации по признаку инвалидности, основные направления государственной политики в области защиты прав лиц с инвалидностью. Принятие данного закона позволило кардинально изменить подходы к решению проблем, связанных с инвалидностью.

Еще в ходе президентских выборов 2021 года Узбекистан продемонстрировал абсолютную инклюзивность, так как были подготовлены бюллетени со шрифтом Брайля, для обеспечения доступности избирательных участков для избирателей в инвалидных колясках организованы пандусы около избирательных участков и др.

Избирательный кодекс нашей страны охватывает весь механизм реализации права инвалидов на участие в этом политическом процессе.  Статьи 31, 49 и 50 Избирательного кодекса Республики Узбекистан содержат четкие правовые нормы для избирателей с ограниченными возможностями, которые предусматривают создание условий для эффективного осуществления их избирательных прав. Например, согласно статье 31 Избирательного кодекса бюллетени могут быть подготовлены шрифтом Брайля. В соответствии со ст. 50 кабины для тайного голосования, специально оборудованные для лиц с ограниченными возможностями, должны быть светлыми и просторными, иметь отдельные входы и выходы, а также иметь наклонные тротуары для лиц с ограниченными возможностями.

В статье 56 Избирательного кодекса Республики Узбекистан закреплена норма о том, что в случае невозможности прийти на избирательный участок части избирателей по состоянию здоровья или по другим причинам, соответствующая участковая избирательная комиссия организует голосование по их просьбе по запросу этих избирателей.    В целях полноценной реализации прав лиц с инвалидностью в нашей стране ведется работа по созданию удобной инфраструктуры, в том числе и в рамках избирательного процесса, т.е. доступным считается избирательный участок, на территории которого человек в инвалидной коляске может передвигаться без посторонней помощи.

В мае 2021 г. подписан меморандум о сотрудничестве между ЦИК и Обществом инвалидов, Обществом слепых, Обществом глухих и Ассоциацией инвалидов Узбекистана. С учетом потребностей незрячих избирателей предусматриваются издание трафаретов для заполнения бюллетеней на азбуке Брайля. Для глухих и слабослышащих избирателей при наличии заявок в день голосования на избирательные участки могут быть приглашены сурдопереводчики.

В нашей стране по сложившейся практике в нашей стране  предвыборные телепередачи транслируются с сурдопереводом и субтитрами, а для незрячих материалы издаются в специальных журналах с использованием азбуки Брайля. Во всех избирательных участках предусматривается установление пандусов для лиц с ограниченными физическими возможностями. Безусловно все эти меры направлены на свободное волеизъявление лиц с инвалидностью, что позволить полнее обеспечить их право участвовать в общественно-политической жизни страны.

Омон Мухамеджанов –профессор ТГЮУ, доктор юридических наук

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Важное коммюнике от Конфедерации работодателей Узбекистана

При активной поддержке Международной организации труда и сотрудничестве ассоциации «Узтекстильпром» в Узбекистане состоялась III Международная конференция Конфедерации работодателей Узбекистана...

Больше похожих статей