Домой Мои узбекистанцы Джахангир Ибрагимов: вся жизнь вокруг музыки

Джахангир Ибрагимов: вся жизнь вокруг музыки

Джахангир Ибрагимов: вся жизнь вокруг музыки

Вчера не стало замечательного, талантливого музыканта и педагога, добрейшего человека Джахангира Акбаровича Ибрагимова. В мае прошлого года музыкальная общественность Узбекистана отметила в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана его семидесятилетний юбилей, на который приехали из дальнего зарубежья его ученики – лауреаты различных исполнительских конкурсов Д.Нартоджиев, Д.Нарзуллаев,  С.Ибрагимов.

В сопровождении Государственного симфонического оркестра Узбекистана (художественный руководитель и главный дирижер, заслуженный артист Республики Узбекистан К.Уринбаев) под управлением У.Махмудова они исполнили известные виолончельные концерты Й.Гайдна и Р.Шумана, а так же «Вариации на тему рококо» П.Чайковского. В тот памятный вечер о юбиляре говорили как о великом педагоге, наделенным огромным профессиональным потенциалом.  Было много цветов, улыбок, оваций, слов благодарности. Казалось бы, ничего не предвещало беды, ничего, но  вчера Джахангир Ибрагимов ушел в вечность…

Для меня он был и останется блистательным солистом  и ансамблистом, по праву занимавшим лидирующее положение среди узбекистанских виолончелистов. В его исполнительском арсенале были и замечательные штрихи, и виртуозный блеск, и невероятная техника, которой он пользовался очень мудро и непринужденно. Его виолончельные соло были совершенны. Он вообще был ориентиром как профессионализма и мастерства, так и верного  служения своей профессии. Он умел размышлять на виолончели, создать настроение, состояние того или иного исполняемого опуса.

Кроме  того, он был талантливым педагогом и преподавал в РСМАЛ имени Глиэра и Ташкентской консерватории, продолжая традиции своего выдающегося педагога И.И.Ибрагимова. Его педагогический талант был огромен.

А все началось в далеком детстве. Джахангир Ибрагимов родился в семье педагогов, но педагогов не музыкальной, а общеобразовательной школы. К музыке проявил интерес в раннем возрасте, и отец привел его в школу-интернат имени Р.М.Глиэра, где мальчика определили в класс виолончели педагога Р.Шмидта, а затем он продолжил занятия у М.Х.Бекмухамедова.

Будучи школьником, Джахангир участвовал в международном юношеском радиоконкурсе «Концертино-Прага», на котором был удостоен второй премии. Это был самый первый конкурс в его жизни. Причем не совсем обычный, так как он проходил анонимно по принципу отбора аудиокассет. Так же он принимал активное участие в музыкальной жизни школы, выступая в самых различных концертах.

Далее последовало поступление в Ташкентскую консерваторию и годы учебы в классе известного профессора И.И.Ибрагимова, оказавшего решающее влияние на формирование его исполнительского облика. Будучи уже педагогом с большим стажем, Джахангир Акбарович вот как оценивал значение этих занятий: «Я очень хорошо помню общение с Ильясом Ибрагимовичем. И чем я становлюсь старше, тем больше и больше ценю эти драгоценные уроки. Они дали мне возможность передавать традиции петербургской виолончельной школы дальше следующему поколению – моим ученикам, ведь мой профессор был выпускником Петербургской консерватории. Ильяс Ибрагимович не только преподавал игру на виолончели, но и развивал в учениках личность. Я всегда вспоминаю его с благодарностью и надеюсь, что и мне удается передавать частицу его опыта моим воспитанникам».

Свою путевку на концертную эстраду Джахангир Ибрагимов получил в результате побед на исполнительских конкурсах. Помню, как в студенческие годы  он участвовал в различных музыкальных состязаниях: всесоюзном, межрегиональном, республиканском. И в каждом из них удостаивался либо грамоты, либо диплома. А на конкурсе камерной музыки, помимо первой премии, он получил специальный приз за лучшее исполнение сонаты Г.Мушеля. Как-то, на мой вопрос, каково его отношение к программам этих конкурсов, Джахангир ответил: «Все они прекрасная школа для молодых музыкантов. Программы охватывают разнообразную виолончельную литературу, изучение которой при всех обстоятельствах дает громадные стимулы творческому росту исполнителя».

Известно и о его творческой дружбе с композиторами Узбекистана. Так, Э.Налбандов посвятил ему «Поэму», а А.Эргашев – Концерт для виолончели.Об этом он рассказывал мне в одной из телевизионных программ «Музыкальной гостиной»  в далеком 1992 году. К счастью, в моем домашнем   архиве сохранилась эта беседа, которая актуальна и сегодня. Впрочем, приведу ее фрагмент.

— Каковы категории вашего подхода к новой музыке? Что становится для вас определяющим в выборе того или иного сочинения?

— Истинную художественную ценность нового произведения трудно сразу распознать: для этого требуется некоторое время. Но исполнитель, на мой взгляд, должен участвовать в процессе естественного отбора лучших сочинений, не избегать работы над недавно созданными произведениями…

— Даже, если они вызывают какие-то сомнения?

Да, даже если и вызывают сомнения. Поэтому, когда мне предлагают сыграть какую-либо новинку, для меня важнее всего представить себе, что хочет услышать автор в реальном звучании, и совместимы ли его намерения с природой и возможностями виолончели?

— Скажите, у вас были опыты активного сотрудничества с каким-либо композитором по созданию виолончельного сочинения?

— Если учесть, что в «Поэме» Э.Налбандова и Концерте А.Эргашева я отредактировал виолончельные партии, то да.

— А что вы можете сказать о принципах построения программ, в наибольшей степени близких вам?

— Вряд ли возможно следовать в этом вопросе одной раз и навсегда неизменной тенденции. Разнообразие программ и принципов их построения – на пользу и исполнителям, и слушателям. Например, строгое следование хронологии не всегда оправданно: иногда Баха или Бетховена хочется услышать после романтиков, а Стравинский выигрывает, если его сыграть в начале концерта.

— Мне кажется весьма интересным и то, что делают некоторые исполнители, «сталкивая» в одной программе сочинения ранней классики с произведениями ХХ века.

— Абсолютно с вами согласен. Мне близка идея циклов виолончельной музыки. Можно вспомнить и о монографических программах, в пределах которых можно найти немало разнообразия. Меня, например, очень увлекает участие в моноконцертах, где можно сыграть и сонату, и трио. Возьмем, к примеру, Бетховенский вечер, на котором можно проаккомпанировать народные песни для голоса с трио.

— А что вы можете сказать о проблеме взаимоотношений виолончелиста и концертмейстера в современной исполнительской практике?

— У меня такой проблемы не существует, так как уже в течение многих лет выступаю в ансамбле с Гульджахон Хасановой. Работать с ней легко и интересно. Она помогает раскрыть и воплотить музыкальное содержание произведения, наши взаимные предложения помогают нам найти единое понимание и выразительно его передать.

— Джахангир, помимо исполнительской деятельности, вы занимаетесь и педагогикой?

— Совершенно верно. Педагогика очень помогает мне в моем исполнительском творчестве, так как в процессе преподавания я начал задумываться над многими вопросами интерпретации, стиля, которые прежде решал скорее интуитивно, подсознательно.

Тогда, в программе, я отметила еще одно ценное качество моего собеседника – постоянное самосовершенствование, неустанную шлифовку своего мастерства. Сегодня к этому добавлю, что большая человеческая и артистическая скромность заставляли Джахангира Ибрагимова постоянно учиться у других исполнителей, искать своих творческих единомышленников с тем, чтобы еще ярче стал его собственный индивидуальный почерк.

Работая с учениками, он умел несколькими фразами направить в нужное русло процесс занятий, найти необходимые слова, нужные замечания, поправки. Он часто повторял, что счастье иметь дело с одаренными учениками сопровождало его на протяжении всех лет его педагогической жизни.

«Сказать, что работать с Джахангиром Акбаровичем было интересно, – ничего не сказать. Он сразу видел, в чем причина, и умел подсказать, показать, как разными путями добиться желаемого результата. Безусловно, его занятия повлияли на мою исполнительскую технику, стали импульсом для моего дальнейшего совершенствования», – сказал мне по телефону один из его школьных учеников, ныне лауреат международных конкурсов, лауреат Государственной премии «Нихол» Сардор Ибрагимов, успешно работающий в Китае.

Вся жизнь Джахангира Ибрагимова строилась вокруг музыки, и он ни разу в жизни не усомнился в выбранной профессии. За свою педагогическую деятельность он воспитал свыше 50 виолончелистов, которые сегодня успешны не только в Узбекистане, но в ближнем и дальнем зарубежье. Это Суннат Ибрагимов, Дониёр Зупаров, Акмаль Ирматов, Фахриддин Хусниддинов, Мансур Кадыров, Джавохир Очилов, Дильшод Нарзиллаев, Диёрбек Нартоджиев, Муроджон Турсунбаев, Отабек Гучкулов, Мардонбек Абдурахмонов и многие другие.

Джахангир Ибрагимов был великим педагогом. Его уход – огромная потеря для виолончельной школы Узбекистана. Ученики всегда будут помнить своего учителя. Будем помнить Джахангира Акбаровича и мы, ведь осталась в мире его доброта, записи его исполнений, его методика. Он излучал тепло, обаяние. Никогда не забуду его неповторимый заразительный смех. И нам всегда будет не хватать этого удивительного человека и музыканта. Светлая память…

Инесса Гульзарова, музыковед.

Фото из интернета.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь