В проекте новой редакции Конституции закрепляется фундаментальное устройство Узбекистана как социального государства.
В масштабе государственного и общественного строительства это закрепление означает стратегическое закрепление обязанностей государства в обеспечении не только равных прав, но и равных возможностей. В основе данной политики важным является поддержка социально уязвимых слоев населения, которая расширено в статье 57, в которой закрепляются нормы, направленные на поддержку социально уязвимых категорий населения, сглаживание социального неравенства в обществе, создание достойных условий жизни; усиление социальной ответственности государства перед гражданами.
Государство принимает меры, направленные на повышение качества жизни социально уязвимых категорий населения, к которым относятся временно нетрудоспособные, одинокие престарелые люди, люди с различными формами инвалидности, семьи с одним родителем, женщины и семьи, потерявшие кормильца, дети-сироты и т.д.
Иными словами, те люди, которые в силу различных обстоятельств нуждаются во внешней поддержке в восстановлении своего благополучия и достижения достойного уровня жизни. И в этих условиях государство оказывают тот объем необходимой им поддержки в виде создания им условий для полноценного участия в общественной и государственной жизни и расширение их возможностей самостоятельно обеспечивать свои базовые жизненные потребности.
Более того, в Основном законе четко закрепляется, что государство создает условия для полноценного доступа лиц с инвалидностью к объектам и услугам социальной, экономической и культурной сфер, содействует в трудоустройстве, получении образования, обеспечивает возможность беспрепятственного получения необходимой им информации.
Социальная ответственность государства в данном направлении реформ состоит в обеспечении условий, которые необходимы и будут созданы, а возможно и изменены, чтобы люди с инвалидностью могли спокойно и беспрепятственно получать определенные услуги в социальных, культурных учреждениях. Выражаться это будет в ответственности градостроителей и местных органов власти создания «безбарьерной» среды.
Одним из элементов «безбарьерной» среды является доступ к информации. В этом случае государство обеспечивает возможность беспрепятственного получения необходимой людям с инвалидностью к информации, которую в силу физических ограничений очень сложно получить. Это находит свое практическое выражение в создании организационных и технических условий в виде использования специальных шрифтов (Брайль), обеспечении слуховыми аппаратами для слабослышащих, внедрению информационных передовых технологий, позволяющим иметь доступ к информации различными путями. Таким образом, формирование безбарьерной физической и информационной среды способствует улучшению повседневной жизни людей с инвалидностью, расширяя их возможности в трудовой, интеллектуальной и образовательной сферах.
Впервые в Конституции отдельно выделяются меры по содействию трудоустройству, занятости и образованию людей с инвалидностью. Эти три компонента при должном внимании позволяют жить людям с инвалидностью максимально комфортно, свободно и ощущать заботу государства.
В настоящее время уже реализуются ряд мер по повышению охвата образованием молодежи с инвалидностью – установлена двухпроцентная квота в высших образовательных учреждениях. В сфере трудоустройства стимулируется мотивация работодателей в приеме на работу лиц с инвалидностью путем налоговых льгот и выплате субсидий частным предпринимателям, принимающим на работу данную категорию граждан.
Новая редакция Конституции выводит на новый уровень развитие системы социальной защиты государства, выделяя дифференцированные потребности и необходимые условия для полноценной жизнедеятельности всех без исключения граждан страны.
Государство берет на себя ответственность за то, чтобы все граждане Узбекистана имели условия для свободной жизни, особенно для людей с инвалидностью, тем самым сокращая социальный разрыв между различными группами населения, обеспечивая всестороннюю поддержку уязвимых групп населения, создавая дополнительные условия для полноценного участия в общественной, экономической и политической жизни страны, что в конечном итоге создает возможности для повышения качества и уровня жизни каждого человека.
Виктория Алексеева,
доктор философии по социологическим наукам, зам.директора РЦИОМ «Ижтимоий фикр», и.о.профессора Национального университета Узбекистана
Здравствуйте. Я Искандаров Рашанбек Юлдашбекович 1956 года рождения. Я инвалид второй группы (с 1985 года) передвигаюсь с помощи костылей. В 2020 году скончалась супруга и остался один. В феврале 2020 года Ангренская соцзащита взяла меня под свою опеку, всё было хорошо и меня их помощь устраивала. Но вот в течении двух недель никто мне не помогает т/как Ангренскую организацию соцзащиты полностью закрыли и всех работников сократили. Вопрос » кто теперь нам одиноким старикам и инвалидам будет помогать?»