back to top
5.7 C
Узбекистан
Среда, 15 января, 2025

Узбекистан. Многовекторность как принцип

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,190ПодписчикиПодписаться

Многовекторность на словах и на деле

После распада СССР все государства Центральной Азии объявили о стремлении к многовекторности как ключевому принципу внешней политики, и сегодня этот термин у всех на слуху, он означает диверсификацию межгосударственных связей без выделения какой-либо страны как приоритетной.

В теории риторика многовекторности выглядит весьма позитивно, однако в реальности все дело свелось к тому, что центральноазиатские государства придерживались многовекторности не в отношении всего мира, а лишь в отношении тех стран, которые принято называть великими державами, чтобы никто не смог говорить об их зависимости от какого-либо центра силы. Так, например, Казахстан пытается маневрировать между Россией и Европейским Союзом, что особенно ярко проявляется в последних новостях. С одной стороны, Астане выгодно развивать экономические связи с Москвой, с другой — не хочется попасть под санкции Брюсселя. В похожей ситуации находится Кыргызстан, в меньшей степени — Таджикистан.

На этом фоне весьма контрастирует Узбекистан, который, в отличие от соседей, избрав стратегию многовекторности, применяет ее в отношении всех партнеров без исключения. О том, как именно, рассказываем дальше.

Наиболее весомые партнеры Узбекистана

Безусловно, Ташкент стремится к построению хороших отношений с сильнейшими странами в регионе, одной из которых является Китай. КНР — второй торговый партнер Узбекистана, и, судя по 15 документам, подписанным между странами на Самаркандском саммите ШОС в сентябре прошлого года, связи Китая и Узбекистана будут только крепнуть: сумма соглашений об экономическом и инвестиционном сотрудничестве составила 15 миллиардов долларов.

Лидеры КНР и Узбекистана регулярно проводят переговоры — судя по недавнему поздравлению от Си Цзиньпина с Наврузом, Шавкат Мирзиёев посетит Китай в мае («С нетерпением жду Вашего участия в запланированном на май этого года первом саммита “Китай — Центральная Азия” и Вашего государственного визита в Китай», — сообщалось в поздравительном письме Си). К слову, о хороших личных взаимоотношениях руководителей двух стран говорит еще и тот факт, что председатель КНР стал первым иностранным лидером, которому Шавкат Мирзиёев вручил не так давно появившийся в Узбекистане орден «Олий Даражали Дўстлик».

Аналогичным образом Узбекистан выстраивает контакты с Россией, несмотря на санкции, введенные в отношении РФ. Это решение вызвано рядом причин:

  • географической близостью двух государств,
  • общим историческим прошлым,
  • наличием большой узбекской диаспоры в России,
  • выгодным экономическим сотрудничеством.

Отдельно отметим, что по объемам внешнеторгового оборота Москва обогнала Пекин и стала для Ташкента экономическим партнером номер один. Также, возвращаясь к теме диаспоры нельзя не подчеркнуть, что узбекистанцы, выезжающие на заработки в Россию, существенно поддерживают ВВП своей родины. В 2022 году в Узбекистан поступило почти 17 миллиардов долларов через денежные переводы и 14,5 миллиарда, или 86%, из них поступило от трудовых мигрантов в РФ.

Кроме этого, большую роль для Узбекистана Россия играет еще и в сфере энергетики — как рассказал в декабре прошлого года Михаил Мишустин, общий объем российских инвестиций в энергосекторе Узбекистане составляет 12 миллиардов долларов. Узбекистан, особенно явно столкнувшийся в этом году с энергокризисом из-за аномальных морозов и, как следствие, наблюдавший снижение экспорта по причине приостановления работы производств, намерен развивать сотрудничество с Россией по данному направлению и дальше. Актуальным остается и проект АЭС в Джизакской области.

Противовес. Менее активные, но не менее значимые приоритеты

Несмотря на все сказанное, в лучших традициях многовекторности Узбекистан не хочет демонстрировать зависимость лишь от одного государства. В качестве примера можно взять практически любую отрасль. Например, ту же энергетику. Узбекистан и тут развивает сотрудничество по данному направлению не только с державами, но и со странами, которые не считаются державами, но становятся все более серьезными игроками на политической арене в условиях глобального поворота на Восток. Так, Узбекистан привлек ОАЭ к приватизации Талимарджанской ТЭС, а также строительству фото- и ветряных электростанций. Параллельно развивается кооперация с Саудовской Аравией, которая также намерена построить в Узбекистане ветряную электростанцию.

Соглашается Ташкент и с политическими амбициями Реджепа Тайипа Эрдогана, не скрывающего своих пантюркистских взглядов. Организация тюркских государств — нашумевшая, но не отличающаяся сильным авторитетом региональная платформа, которую Анкара использует в попытках добиться признания Северного Кипра, а с недавних пор –— еще и в стремлении укрепить имидж действующего лидера Турции перед президентскими выборами, о чем говорят и создание инвестфонда ОТГ, и призывы президент стран ЦА голосовать за Эрдогана, прозвучавшие на последнем саммите организации. Однако Узбекистан извлекает выгоду и из этих мероприятий. Как минимум, имиджевую: Мирзиёев официально пригласил граждан Турции, пострадавших от землетрясения, на отдых в Узбекистан — поездки по святым местам, а также традиционные маршруты вроде Самарканда, Бухары и Хивы. Если эти поездки состоятся, они, конечно, привлекут много внимания и будут растиражированы в СМИ.

Позитивно-нейтрально Узбекистан строит отношения и с США, и с Европейским Союзом. Ташкент принимает участие в мероприятиях, инициированных Западом, однако чаще всего страну на них представляет не сам президент, а, например, министр иностранных дел или дочь президента, Саида Мирзиёева, занимающая пост заведующей сектором коммуникаций и информационной политики администрации президента. Из контактов с США Узбекистан стремится извлечь лишь хорошее: на прошедшей на прошлой неделе встрече Мирзиёевой и директора Совета по гендерной политике администрации президента США Дженнифер Кляйн обсуждалась защита жертв домашнего насилия, которое распространено в Узбекистане. На прошлой неделе в Узбекистане также одобрили законопроект об усилении ответственности за бытовое насилие.

При этом от деструктивных предложений, таких как призыв Блинкена сократить объем сотрудничества с Россией, Узбекистан отказывается, но по-восточному деликатно. Именно таким вежливым сигналом многие политологи посчитали мартовские заявления Шавката Мирзиёева, который сначала, отвечая на вопрос о том, чью сторону он займет, подчеркнул, что всегда будет действовать лишь в интересах Узбекистана. А затем, на торжественных мероприятиях в честь Навруза, пообщался с представителями национально-культурных центров. Эти диалоги были сняты на видео — и явно не случайно. Беседуя с членами российского землячества, Мирзиёев отметил, что «Русь и Узбекистан будут вместе всегда», а говоря с белорусским обществом, подчеркнул: «Белорусов мы очень любим. У нас издавна особые, хорошие отношения с Беларусью. Вы, наверное, видите, замечаете это».

Кирилл Пулатов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Авиарейс Бухара-Москва столкнулся с отказом двигателя

15 января авиарейс HY9607, выполнявший маршрут из Бухары в московский аэропорт Внуково, столкнулся с технической неисправностью при заходе...

Больше похожих статей