К одной из ярких страниц музыкальной жизни Ташкента ушедшего февраля следует отнести недавний концерт камерного оркестра «Туркистон» (художественный руководитель и главный дирижер заслуженный деятель искусств Узбекистана Эльдар Азимов), представивший замечательного скрипача-виртуоза, лауреата международных конкурсов Михаила Кибардина. В один вечер солист и коллектив исполнили два шедевра мировой музыкальной классики – «Времена года» Антонио Вивальди и «Времена года в Буэнос-Айресе» Астора Пьяццоллы. Один – величайший итальянский композитор эпохи барокко, вошедший в историю музыкальной культуры как создатель жанра инструментального концерта, другой – выдающийся аргентинский маэстро второй половины ХХ столетия, прославивший в Европе музыку в стиле танго. Между «временами года» этих авторов расстояние длиною в два с половиной века, но это не мешает обоим циклам принадлежать к числу самых популярных произведений всех времен. Тем интереснее была идея концерта, в котором объединились как восемь концертных опусов, написанных композиторами разных эпох и стилей, так и игра талантливого солиста и известного ташкентского коллектива, с которым у музыканта давно сложился созидательный союз. Правда их нынешняя творческая встреча состоялась практически спустя 30 лет. В зале был аншлаг и восторженный прием публики. Однако все, как говорится, по порядку.
Михаил Кибардин – родом из Ташкента. Обучался в РССМШИ имени В.А. Успенского, куда поступил в возрасте семи лет в класс известного педагога заслуженного работника культуры Республики Узбекистан Н.И. Мендельсона. С детства принимал активное участие в концертной жизни Узбекистана, а так же Казахстана и России. В 15 лет стал лауреатом Всесоюзного конкурса юных музыкантов, проходившего в Одессе.
В 1995 году Кибардин поступил в Гамбургскую школу музыки и театра в класс профессора Андреаса Рёна, у которого позже закончил на отлично и аспирантуру. Наш земляк является лауреатом многих престижных международных конкурсов. Он активно концертирует. Его выступления с большим успехом проходят в лучших залах Европы и Америки, где глубокое чувство игры скрипача, соединенное с виртуозностью, никого не оставляет равнодушным.
В 2009 году его дуэт с пианистом Степаном Симоняном, с которым он записал диск со скрипичными сонатами Ф. Мендельсона-Бартольди и Р. Шумана, удостаивается престижной премии Беренберг-банка в области культуры.
Сегодня Михаил Кибардин является концертмейстером и солистом камерного оркестра Франкфурта, а так же руководителем «Kibardin Quartett», который принимает участие в крупнейших фестивалях Германии. Диск этого коллектива заслужил самую высокую оценку критиков и регулярно исполняется на всех ведущих радиостанциях Германии.
Ну а теперь о программе музыкального вечера под названием «Времена года». Первое ее отделение открылось исполнением замечательного цикла для скрипки с оркестром Антонио Вивальди, вышедшего в свет в 1725 году. В него вошли четыре концерта, названные автором «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима», в живой музыке которых звучит шум урагана, веселье крестьянской пирушки, пение птиц и лай сельских собак…
«Времена года» Вивальди быстро завоевали популярность современников. С радостью и воодушевлением принимает их и нынешняя публика. Не стал исключением и недавний концерт, в котором ярко проявились черты исполнительского стиля М.Кибардина – продуманность деталей, логика в построении фразы, безукоризненная интонация, виртуозный блеск и артистический взлет. Исполнение Вивальди было удивительным.
Музыка всех четырех концертов красива, ее хочется слушать снова и снова. Публика горячо приняла и долго рукоплескала Кибардину и оркестру под управлением маэстро Азимова, заслуженно разделившим успех солиста.
Во втором отделении были исполнены «Времена года в Буэнос-Айресе» Астора Пьяццоллы, состоящие из четырех танго-композиций. Замечу, танго этого автора не просто уличный танец, это музыка достойная концертных залов и светских гостиных. Пьяццолла в Аргентине национальный герой. Соотечественники называют его «Великим Астором».
Свои «Времена года в Буэнос-Айресе» композитор написал между 1965 и 1970-м годами. Его музыка, как и музыка Вивальди, рисует жизнь, звуки города – богемного и романтического, любовь и одиночество, холод зимы и пробуждение природы весной. И вновь прекрасно звучала скрипка Михаила Кибардина, передавая музыку «короля танго» во всем необъятном многообразии красок. Его энергия была неистощима, как и исполнение, отличавшееся цельностью и оригинальностью.
Игра оркестра под управлением Эльдара Азимова поразила слаженностью, ансамблевой дисциплиной, ясностью штрихов и разнообразием оркестровых красок. Оба цикла были четко выстроены по форме, имели свою индивидуальную концепцию. Дирижер нашел новые краски и настроения как для музыки А.Вивальди, так и для музыки А. Пьяццоллы, давно полюбившимся узбекистанским слушателям.
Вряд ли кто-нибудь из них забудет замечательный «бис» – «Обливион» («Забвение»), исполнение которого Кибардин посвятил своей маме, присутствующей в зале. Сыгранный солистом в сопровождении оркестра необыкновенно трогательно и проникновенно, он внес, последний изящный, штрих в программу концерта «Времена года», вызвав энтузиазм публики, устроившей исполнителям нескончаемые овации. Да, в тот вечер на сцене были истинные профессионалы, которые неистово творят и беспредельно служат ее Величеству Музыке!
Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото из интернета