Эксперты Агентства стратегических реформ проанализировали состояние внешнего долга Узбекистана — государственного и гарантированного государством.
В последние 6 лет в Узбекистане наблюдалось ускорение темпов роста этого показателя. Если на конец 2016 года внешний долг составлял 8% от ВВП, то по состоянию на 1 октября 2022 года вырос до 30,14% от ВВП или 23,16 млрд. долларов США.
Из этой суммы 17 млрд. долларов США привлечены от имени Республики Узбекистан, а 6,16 млрд. долларов США – гарантированный государством внешний долг.
При анализе этих показателей необходимо принимать во внимание:
В 2017 году обменный курс национальной валюты снизился практически вдвое и размер ВВП, исчисляемый в сумах и переводимый в доллары США, существенно «уменьшился». Только в результате этого фактора соотношение показателя внешнего долга к ВВП увеличилось на 6 процентных пунктов;
В результате воздействия Covid-19 и постковидных факторов дефицит госбюджета в 2022 году составил 4% от ВВП, что по оценке МВФ, привело к изменению соотношения внешнего долга к ВВП еще на 9 процентных пунктов. Развитие событий в ковидный и постковидный период во многих странах мира привел к росту внешнего долга;
И только на оставшуюся долю роста приходится собственно увеличение потоков, приводящих к росту внешнего долга. Это, прежде всего, вызвано выходом страны и государственных предприятий на внешний рынок заимствований, реализацией крупных проектов по модернизации энергетической и логистической инфраструктуры.
Иными словами, из полученного прироста внешнего долга относительно показателей ВВП за эти 6 лет в размере 29,7% только 14,7 процентных пунктов можно отнести к собственно факторам, непосредственно приводящим к росту удельного значения внешнего долга к ВВП.
Пресс-служба Агентства стратегических реформ приводит несколько хороших новостей относительно природы и динамики роста государственного внешнего долга.
Во-первых, пик прироста внешнего долга относительно ВВП пришелся на 2022 год и далее ожидается его плавное снижение.
Во-вторых, с 2021 года темпы роста государственного внешнего долга существенно снижаются, в частности за счет опережающего развития ВВП и погашения значительной части долга. Государственный внешний долг только с начала 2022г. уменьшился на 1,7 процента за счет погашения части ее в размере 823 млн.долл. США;
В-третьих, Узбекистан привлекает внешние средства на длительные сроки и у международно признанных финансовых институтов. Размер привлеченного портфеля внешнего долга Узбекистана от международных финансовых организаций (МФИ) составляет 11,3 миллиарда долларов США или 48,7 процента от общей суммы внешнего долга.
Эти кредиты являются долгосрочными, и, в отличие от относительно дорогого заимствования на рынке международного капитала, предоставляются Узбекистану по льготным процентным ставкам на длительные сроки – от 20 до 40 лет.
В-четвертых, примерно ¼ часть привлеченных средств была использована на цели покрытия дефицита государственного бюджета и ¾ были использованы на финансирование инвестиционных проектов в энергетике (25%), транспорте (11%) и сельском хозяйстве (10%), в жилищном секторе (9%).
Иными словами, привлеченные деньги не тратятся на цели потребления, а на создание условий для расширенного воспроизводства в энергетике, транспортной системе и в сельском хозяйстве;
В-пятых, привлекаемые ресурсы в качестве внешнего долга в основном выражены в долларах США (74,8%), что вполне соответствует структуре выручки от нашего экспорта, которая также в основном формируется в долларах США. Таким образом, дополнительный валютный риск при погашении долга не возникает
В-шестых, Узбекистан в 2020 году законодательно принял ограничения по привлечению внешнего долга. Теперь законами ограничивается не только предельный размер заимствований на каждый год, но и предельный уровень внешнего государственного долга (не более 60% от ВВП).
В-седьмых, по оценке МВФ риск возникновения в Узбекистане кризиса внешнего долга является низким, а способность обслуживать долг – высоким. Основные источники валютных доходов Узбекистана остаются стабильными: объемы экспорта растут, объем трансграничных переводов в страну растет, основные показатели текущего платежного баланса стабильные и нет угрозы дефолта, сообщает пресс-служба Агентства стратегических реформ.
В.Новиков
Тв онлайн