1 марта госсекретарь США Энтони Блинкен в ходе краткосрочного визита в Ташкент дал пресс-конференцию по итогам переговоров с официальными лицами Узбекистана.
В целом, выступление Блинкена во многом повторяло тезисы, высказанные им в Астане, только адаптированные к условиям Узбекистана. Выступая перед местными и зарубежными журналистами он отметил, что это его первый визит в Узбекистан.
«Партнерство между нашими странами берет начало с момента обретения Узбекистаном независимости. За последние годы он стал намного ближе. Из всех моих обязательств здесь я получаю взаимную и восторженную приверженность дальнейшему укреплению этого партнерства».
Блинкен признал, что большое внимание США уделяет работе с молодёжью Узбекистана, подчеркнув, что вкладывают в это немалые средства: «Это начинается с углубления наших связей с молодежью Узбекистана. За последние пять лет Соединенные Штаты инвестировали 25 миллионов долларов в обучение английскому языку, объединившись с правительством для подготовки 15 000 узбекских учителей английского языка, предоставив учебники английского языка примерно 10 000 школам. И у меня была возможность увидеть часть работы, которую мы делаем сегодня, сидя в классе с действительно выдающимися молодыми людьми, которые только три или четыре месяца изучают английский язык».
Не скрывая конечных целей США, госсекретарь сказал, что это больше, чем просто изучение языка. Речь идет о предоставлении подрастающему поколению узбеков возможности использовать свои новые навыки для конкуренции за рабочие места на рынках, где требуется знание английского языка, налаживании связей с носителями английского языка в регионе и мире, открывая двери для программ обмена в Соединенных Штатах, которые могут создать новые возможности для жителей обеих стран.
Как историческим достижением Блинкен отметил ликвидацию детского и принудительного труда в хлопковом секторе Узбекистана.
Он намекнул на реализацию в Узбекистане аналогичных программ в сфере защиты свободы вероисповедания и свободы печати, а также усиление защиты уязвимых групп населения — это те вопросы, которые Блинкен обсуждал на встрече с президентом Шавкатом Мирзиёевым.
«Я также подчеркнул важность полного и прозрачного расследования Узбекистаном заявлений о нарушениях прав человека, совершенных сотрудниками правоохранительных органов во время беспорядков в июле 2020-2022 годов, и привлечения виновных к ответственности», — добавил глава американской дипломатии.
Блинкен коснулся вопросов углубления региональной интеграции. Говоря о встрече в формате «C5+1» в Астане, он объявил о новом обязательстве сотрудничества с Конгрессом над выделением дополнительных 25 миллионов долларов для стимулирования экономического роста в Центральной Азии. Таким образом, общий объем инвестиций США в регион составил более 66 миллионов долларов. «Мы сосредоточены на диверсификации торговых путей, содействии увеличению частных инвестиций, обеспечении профессионального обучения».
По его словам, эти и другие инвестиции в Центральную Азию направлены таким образом, чтобы дать возможность людям во всем регионе формировать свое собственное будущее и соответствовать высоким стандартам в области труда, прав человека и окружающей среды.
В планах США развить эти усилия в следующем месяце в Самарканде, когда туда направят делегацию высокого уровня на встречу Рамочной программы торговли и инвестиций США и Центральной Азии.
«Суть в следующем. Более связанная, более склонная к сотрудничеству Центральная Азия сможет лучше определять свое будущее и удовлетворять потребности своего народа. Соединенные Штаты полны решимости поддерживать это видение. Одна из вещей, которую мы узнали за многие годы, заключается в том, что инвестиции, которые мы делаем в эти партнерства, приносят пользу нашим партнерам, но они также приносят пользу нам, создавая потенциально новые рынки для нашей собственной продукции, наши собственные инвестиции, создавая новые возможности. сотрудничать со странами в решении глобальных проблем, где Центральная Азия может иметь реальное значение, и просто развивать новые дружеские отношения, которые приносят пользу нашей стране во многих различных аспектах нашего общества по-разному».
Блинкен также подчеркнул, что работа, которую они делают, в том числе через посольства, через взаимодействие с частным сектором, через взаимодействие с гражданским обществом и другими группами – это надолго.
Госсекретарь поблагодарил правительство за его щедрую помощь народу Афганистана, от электричества до чрезвычайной гуманитарной помощи, особенно женщинам и девочкам. Приветствовал репатриацию Узбекистаном более 400 членов семей иностранных боевиков-террористов из Сирии и Ирака, реинтеграцию которых Соединенные Штаты будут продолжать поддерживать.
Ожидаемо Блинкен коснулся военных действий между Украиной и Россией, признав, что они стали причиной возникших трудностей во многих странах мира, в том числе и в регионе ЦА. Правда, причину этого, он возложил на Россию.
Не без гордости, Блинкен заявил, «Вот почему Соединенные Штаты предоставили этому региону (ЦА) экстренную продовольственную помощь на сумму более 16 миллионов долларов».
Сессия вопросов и ответов была недолгой, и первый вопрос прозвучал от журналиста Эда Вонга из The New York Times.
Вопрос касался о возможных переговорах с Москвой в свете происходящих событий на Украине, будут ли встречи с министрами иностранных дел России и Китая на полях G20.
На что, Блинкен ответил, что встречи с ними «не планирует, но быть вместе обязательно будем в тех или иных групповых сессиях вместе».
Будут ли переговоры с Москвой, это зависит от Путина, ответил Блинкен. Здесь же он дал комментарий к мирным инициативам по Украине, выдвинутых Китаем. К мирному плану Блинкен отнёсся критически и упрекнул Китай в том, что он не участвует в блокировании России в международных организациях и обдумывает оказание военной помощи России.
Интересный вопрос задала Барбара Ашер с Би-би-си: «Госсекретарь Блинкен, я хотела продолжить то, о чем вы только что говорили, с другой точки зрения. Вы говорите, что не просите страны Центральной Азии выбирать между США и Россией или между США и Китаем, но просите их отвести торговые пути от России и Китая. Так не является ли это новой версией Большой Игры, имеющей здесь исторический резонанс, как, я уверена, вы знаете?
На этот вопрос Блинкен ответил пространно и уклончиво, фактически сфокусировав на изучении английского языка: «Я думаю, что многие страны, как в Центральной Азии, так и за ее пределами, по разным причинам в последние годы осознали, что наличие многостороннего множество партнеров, когда речь идет о торговле, об инвестициях, о цепочках поставок того или иного рода. Мы видели, к чему могут привести сбои в любом отдельном партнерстве и связи, и эти сбои могут быть вызваны чем угодно — от конфликтов до COVID и изменения климата.
Я думаю, это заставляет страны очень пристально смотреть на то, где они могут иметь зависимости, и я думаю, что в их интересах найти способы диверсифицировать, умножить, расширить свои отношения, свои партнерства, в том числе, когда речь идет о торговля и инвестиции. И, конечно же, это не так — это не должно быть чем-то с нулевой суммой. Эти вещи могут быть дополнительными, и страны получат огромную выгоду от увеличения инвестиций, которые они получают, от расширения возможностей, которые они создают.
Так что это признание, которое мы видим, и это то, что мы пытаемся поддерживать, помогать и быть сильным партнером, помогая достичь. И это действительно охватывает спектр вещей, которыми мы занимаемся со странами здесь. Недавно я упомянул о работе, которую мы проводим здесь, в Узбекистане, по обучению английскому языку. Так уж получилось, что в этот исторический момент – раньше было иначе; Я уверен, что в какой-то момент в будущем все будет по-другому, но сейчас английский язык является основной валютой для международного взаимодействия, будь то для бизнеса, будь то для правительств и дипломатии, или для Интернета.
Таким образом, это огромное преимущество для стран и в некотором смысле даже необходимость повышения уровня владения английским языком, особенно среди молодежи, и это сделает людей намного более способными быть конкурентоспособными в глобальной экономической среде, глобальный мир, в котором, как я уже сказал, английский сейчас является главной соединительной тканью. Так что это только один из способов, которым мы помогаем поставить страны в такое положение, когда они могут очень эффективно диверсифицировать свои контакты, свои связи, свою работу с другими странами».
Последнее слово модератор предоставил ташкентскому блогеру Никите Макаренко, который на фоне зарубежных журналистов задал агрессивный вопрос по отношению к России:
«Господин Блинкен, мы чувствуем здесь огромное давление со стороны российской пропаганды, и она действительно формирует сознание нашего народа, поэтому мы, наши местные СМИ, пытаемся с этим бороться. Есть ли планы США помочь нам в этой борьбе?».
«Ну, я думаю, это только подчеркивает важность наличия сильных, ярких и хорошо обеспеченных ресурсами местных СМИ. И одна из вещей, которые мы обсуждали сегодня, в том числе с президентом, была важность этого, необходимость того, чтобы иметь возможность бороться с дезинформацией, поступающей из России или из любого другого источника. Итак, у нас есть программы, как вы знаете, для поддержки независимых СМИ, а также в наших собственных взаимодействиях с другими правительствами, призывающие их делать то, что необходимо для создания надлежащей среды, в которой СМИ могут расти, могут процветать и могут приносить разнообразие мнений и разнообразия взглядов на публику».
Правда, г-н Макаренко забыл упомянуть, что существует самая мощная, ресурсная, глобальная и эффективная пропаганда – западная. Его утверждение о том, что издания испытывают давление со стороны России, задело репутацию местных СМИ, и многие журналисты посчитали такое высказывание некорректным.
Исходя из ответа госсекретаря Энтони Блинкена, следует ожидать усиления грантовой поддержки отдельных местных СМИ и блогеров.
М.ДЖАНГИРОВ, фото автора
Судя по высказываниям Макаренко, американский грант ему уже прилетел
To Алишер. Похоже, что так. Я был лучшего мнения о Макаренко. Кто и где его прессует он не перепутал? А слушать этих западных соловьев , себе дороже. Сказать им «хоп» и заниматься своими делами, без них как то спокойнее, а кто не врубается, пусть посмотрит, как минимум, на соседний Афган или вспомнит, как они, без санкций ООН, уничтожали Югославию, Ирак, Ливию, Сирию, организовывали цветные революции и различные провокации по всему миру.
Может,пора уже гнать поганой метлой эмиссаров вялого гегемона???Эти мрази теперь здесь пытаются сосдать сферы своего влияния,на узбекский народ им абсолютно плевать!Их «заботу о демократии» мы прекрасно видели на примере Афганистана…