back to top
20 C
Узбекистан
Среда, 22 мая, 2024

Рустам Абдуллаев:  ожившие страницы истории на сцене Большого театра Узбекистана (о премьере балета «Джалолиддин Мангуберды»)

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,340ПодписчикиПодписаться

На днях на сцене Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои состоялась премьерная серия трех показов балета «Джалолиддин Мангуберды» в постановке известного турецкого хореографа Мехмета Балкана (он же и автор либретто) на музыку нашего земляка Рустама Абдуллаева.

Свидетелем этого поистине исторического  события стал до отказа заполненный зрительный зал ташкентского Большого, который ждал этого дня с нетерпением.

Действительно, балет «Джалолиддин Мангуберды» – самая ожидаемая премьера 2023 года. В ложах – артисты труппы, не занятые в премьерной постановке, в партере и амфитеатре – дирижеры, музыканты, коллеги из других ташкентских театров. Волнуется директор коллектива народный артист Узбекистана Рамиз Усманов, слегка возбужден и автор музыки Рустам Абдуллаев – оба встречают гостей, прессу, представителей радио и телевидения. Волнуются зрители, нервничают артисты за кулисами, последние наставления оркестру дает музыкальный руководитель балетного спектакля, главный дирижер театра Денис Власенко…

Медленно гаснет свет. Зрители уже сидят в предвкушении премьерного спектакля. Оркестровое вступление вводит в его эмоциональную атмосферу. С первых же тактов музыка Абдуллаева приковывает к себе внимание, захватывая, как и балетное действие,  все больше и больше. Вскоре становится ясным, что композитор, развивая в своем творчестве найденное в предыдущих сочинениях, смело идет дальше, одерживая очередную победу.

В постановке сошлось все: замечательная музыка Абдуллаева и титанический образ последнего Хорезмшаха Джалолиддина Мангуберды – воплощение  силы и благородства, красоты помыслов, величия деяний, бесстрашия, героизма, самоотверженности. В Узбекистане он стал национальным героем, о котором из поколения в поколение передают легенды, слагают песни, пишут книги, снимают фильмы. А 30 августа 2000 года был учрежден орден Джалолиддина Мангуберды, являющийся высшей воинской наградой Республики Узбекистан. Им награждают военнослужащих командного состава, проявивших образцы высокого военного мастерства, героизм и отвагу при защите независимости нашей страны и ее границ. Этим и объясняется интерес военных офицеров, присутствовавших на недавней премьере балета.

Справедливый правитель и талантливый полководец Джалолиддин Мангуберды сумел противостоять могущественному и жестокому Чингисхану – непобедимому владыке Монгольской империи. Поэтому отрадно, что в новой постановке сошлись и сегодняшний повышенный интерес к нашей истории, и хореография мастера с мировым именем. Мехмет Балкан, по словам композитора Рустама Абдуллаева, не приступает к постановке, если досконально не знает материала. Мизансцены «Джалолиддина Мангуберды»  подтверждают: Балкан тщательно изучил историю узбекского народа, его борьбу с иноземными завоевателями, его победу и поражение. В одном из интервью хореограф признался, что его так же заворожила и музыка к этому балету, на фоне которой развивается сюжет узбекской истории, портреты персонажей и народный фон.

Рустам  Абдуллаев – композитор большого таланта. Музыку он сочиняет легко и с огромным увлечением. Богатство мелодического изобретения у него велико, и сам композитор, по-видимому, хорошо сознает это свое преимущество. Во всяком случае, он явно предпочитает разработке, активному преобразованию и переосмысливанию тематического материала его красочные, контрастные сопоставления. Поэтому музыка балета изобилует новыми темами и образами. Кстати, к жанру музыкального театра Абдуллаев обращается не впервые. Им написаны четыре оперы и два балета. В планах  создание еще двух опер.

Мехмет Балкан работал над «Джалолиддином Мангуберды» с большим вдохновением, создав незабываемые хореографические картины, будь то празднество во дворце Хорезмшаха или поединок Мангуберды с сильным полководцем Чингисхана Шики Хуту Хи. Обе сцены, как и другие,  поставлены живо, изобретательно. Им веришь, они увлекают.

Однако вернусь к самому балету, состоящему из двух актов  и девяти картин. Его основная идея – прославление героической борьбы Джалолиддина Мангуберды за свою Родину, противостоящей  силам зла, насилия, жестокости. В музыке балета, одного из лучших, на мой взгляд, произведений Рустама Абдуллаева, воплотились наиболее яркие особенности его творчества: запоминающиеся образы, мощные массовые сцены с кордебалетом, хором, мимансом, своеобразная мелодика, в которой европейские черты искусно сплетены с восточными интонациями. Последнее композитор достигает сочетанием монодии восточных напевов с приемами развития западноевропейской музыки, с ее полифонией, оркестровкой, многообразием выразительных средств, полиритмией. Благодаря музыкальной драматургии, основанной на контрастах и непрерывному стремительному развитию, широкому использованию  системы лейтмотивов, которые зачастую варьируются, балет можно назвать «хореографической  симфонией», отличающейся внутренней цельностью, направленной на раскрытие основной идеи.

Отмечу открытия композитора и в области ритмики, создающей особую магию его музыке. Благодаря только  простым повторам  кратких,  импульсивных мотивов,   автор создает    невиданное нагнетание энергии в «Военном лагере Хорезмийцев», «Лагере Чингизхана», «Поле битвы», где широко  использованы ритмы маршей – героических, триумфальных, траурных.

Что касается основных лейтмотивов, то это, в первую очередь, тема Джалолиддина – маршевая, мужественная. Вместе с тем она богата по гамме психологических оттенков. В ней – суровость, сила, благородство вкупе со скорбным раздумьем и тревогой. Этой теме противопоставлена тема любви   главного  героя и его возлюбленной Гульбану – нежная, поэтичная вначале, она   становится во втором проведении взволнованнее, напряженнее,  воплощая взаимное   излияние  чувств в «Сцене в саду» (1 акт,  3 картина).

В спектакле выделяется исполнитель  роли Джалолиддина Мангуберды Улугбек Олимов, подчеркнувший в своем герое силу, благородство, отвагу, волевую собранность и вместе с тем душевное целомудрие, мягкость, высокие лирические чувства. Так, запоминается весь его облик гордого духом отважного человека в «Военном лагере Хорезмийцев» (1 акт, 5 картина); или светлая одухотворенность Джалолиддина в сцене с родителями (1 акт, 4 картина); или гневно сверкающие глаза и отлично проводимый поединок в «Поле битвы» (2   акт, 3 картина).

Исполнительница роли Гульбану Ширин Власенко, создавшая образ возлюбленной Мангуберды, подкупает лирической чистотой, мягкой нежностью, гибкой пластичностью. Особенно  выразительна  и поэтична молодая балерина  в «Сцене в саду».

Замечательно танцует партию Чингисхана Достон Тургунов, поразивший единством  танцевального и актерского мастерства. От него прямо-таки летит искра. Нельзя не запомнить, его хищно агрессивных прыжков, включая невероятный трюк, когда Чингисхана стремительно возносят на канате под купол сцены театра, а зал ахает от силы этого эффекта. Перед зрителем предстает истинный злодей, поднявшийся до символа мирового зла.

Мощь, энергия, страсть, парящие силовые прыжки и головокружительные пируэты – это все как про друзей Мангуберды (Данияр Хисманов, Суннат Темиров), так и про воинов Чингисхана (Сардор Садинов и Асадбек Мадаминов).

Яркие, харизматичные образы создали Равшан Чарыев (Шаман) и Анастасия Кистанова (Колдунья), органично воплотившиеся в злодейское амплуа.

Самое хорошее  впечатление оставили Замир Фазлутов (Мухаммад Шах), Мафтуна Хусниддинова (Айчичек Хатун), чьи образы привлекли своей достоверностью.

В спектакле ощущаются железная дисциплина, ритмическая четкость, точность пластической пантомимы. Запоминаются не  только  основные   исполнители, но и  второстепенные: Ситора Хисматова (сестренка Гульбану), Валерия Борси (подруга Гульбану), Тимур Юнусов (отец Гульбану, военноначальник Амин аль Малик), Екатерина Тихоновская (мать Гульбану).

Следует отметить и потрясающую постановку батальных сцен, в которых артисты «рубятся» на разрыв аорты настоящими железными  саблями, эти динамичные картины сражений смотрятся, как в кино.

Народу на сцене много. В спектакле занято 170 человек: вся балетная труппа, артисты оперы, миманса, учащиеся Республиканской специализированной школы-интерната хореографии плюс хор (хормейстеры – народный артист Узбекистана Сулейман Шадманов и Наталья Куприянова). Про хор – не описка автора данных строк. Он занимает в балете немаловажное место, являясь тем огромным смысловым значением, которое композитор ему отводит. Мощные хоровые эпизоды органично вписались в спектакль. Такого рода замысел позволил получить новый синтез, при котором балет приобрел обостренную выразительность и очень сильное эмоциональное воздействие на зрителя, как и два вокализа, включенные в его партитуру. Оба вокальных номера требуют высокого профессионализма: первый, подобный скорбной молитве,  проникновенно исполнили юные Фатима и Зухра Турсунбаевы, а второй, олицетворяющий Родину-мать, заслуженная артистка Узбекистана Маъсумахон Болтабоева.

В единстве с замыслом постановщика, отличающимся большим психологизмом, трагической напряженностью и оформление турецкого художника-постановщика Чеби Тайфуна, чья сценография рождала у зрителей немало эмоций. Яркий пример – впечатляющая сцена горного ущелья у реки Синд. Над созданием декораций работали главный художник театра Даврон Раджабов и Анора Бабаярова, а над оригинальными   костюмами – Лобар Палванова.

Душевные переживания героев замечательно передает оркестр  под управлением маэстро Дениса Власенко.

Премьера «Джалолиддина Мангуберды» – это большое и радостное событие в нашей музыкальной жизни. Спектакль получился ярким, зрелищным, со стремительно и напряженно развивающимся действием, лаконичной и четкой формой, широким использованием видеоряда, который помогает зрителям глубже прочувствовать ореол геройства  Мангуберды и его войска, а также пережить подлинный трагизм, пронизывающий абдуллаевский балет, побуждающий сострадать и сопереживать.  

Музыкальный руководитель постановки Денис Власенко, ассистент хореографа-постановщика балетмейстер Лале Балкан, репетиторы театра, словом, вся художественно-постановочная группа, тщательно подготовили новый балет с тремя составами исполнителей, обеспечив его высокий уровень и большой, заслуженный успех. Публика горячо принимала «Джалолиддина Мангуберды», устроив его создателям и исполнителям двадцатиминутную овацию.

Действительно, постановка настолько впечатляет, что ее стоит  посмотреть, хотя бы один раз, особенно тем, кто интересуется нашей историей и любит балет. Удовольствие вам гарантировано!

Инесса Гульзарова, музыковед.

Фото Юрия Полянского.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

 Россия остается для стран Центральной Азии альтернативным источником поставки газа

21 мая площадки международного мультимедийного пресс-центра Sputnik, расположенные в Москве, Ташкенте, Астане и Бишкеке, связал видеомост, в ходе которого...

Больше похожих статей