back to top
7.9 C
Узбекистан
Среда, 15 января, 2025

Маэстро Уринбаев, Фазлиддин Хусанов и ГСО Узбекистана: в едином порыве

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,190ПодписчикиПодписаться

В минувшую пятницу Государственный симфонический оркестр Узбекистана под управлением его художественного руководителя и главного дирижера, заслуженного артиста Республики Узбекистан Камолиддина Уринбаева порадовал любителей классики произведениями немецкого композитора и пианиста Иоганнеса Брамса и его польского коллеги французско-польского происхождения Фридерика Шопена. Оба автора являются ярчайшими представителями эпохи романтизма. В качестве солиста выступил наш земляк, лауреат международных конкурсов, лауреат Государственной премии «Нихол» Фазлиддин Хусанов.

           

Классический вечер открылся одним из шедевров позднего романтизма Третьей симфонией (фа мажор, соч. 90) И. Брамса – автора десятков произведений для фортепиано, органа, голоса, камерного ансамбля и симфонического оркестра. Композитор написал ее летом 1883 года в Висбадене, посвятив известному дирижеру и пианисту Гансу фон Бюлову. В своем посвящении он написал: «Моему сердечно любимому Гансу фон Бюлову от верного друга. Иоганнес Брамс».

Премьера симфонии прошла с большим успехом 2 декабря 1883 года в Вене под управлением Ганса Рихтера. Однако успех был безоговорочным далеко не везде. Это было время, с одной стороны, почти повсеместного триумфа композитора, а с другой – обострившейся борьбы между поклонниками Брамса и Вагнера (особенно после кончины последнего), которые восприняли новое сочинение в штыки. И, тем не менее, у творчества Брамса было немало почитателей, среди которых был и Ганс фон Бюлов. Известно, этот музыкант выделял в истории немецкой музыки трех композиторов, «три Б»: Бах – Бетховен – Брамс. Между прочим, Бюлов позже дирижировал, посвященной ему симфонией, повторив ее дважды за один вечер в Мейнингене.

 

Блестяще ее исполнил и Государственный симфонический оркестр Узбекистана под управлением маэстро Уринбаева. Эта симфония, сочетающая в себе классические и романтические черты, прозвучала глубоко, торжественно и откровенно певуче. Разве можно забыть идиллию ее второй части и чудесное  соло кларнета, с которого она началась? Или лирический центр – знаменитую третью часть, изумительной красоты песнь любви, ставшую одной из самых известных лирических мелодий, созданных когда-либо. Кстати, эта часть наиболее популярна и широко используется в песнях, фильмах, сериалах. Вспомним «Take My Love» Фрэнка Синатры, «The Song Angels Sing» Марио Ланца или парафраз на пять тактов из известного сериала «Ликвидация». Именно в третьей части Брамс неожиданно обнажает свои чувства, ведь свою ранимую душу, он всегда скрывал за внешней суровостью. Не случайно критики отмечают Третью симфонию, как одну из самых личных. Думаю, никто не пропустил в тот вечер и запомнил замечательное валторновое соло из третьей части, которое, как мне кажется, боится и ждет любой валторнист мира.

В исполнении Третьей симфонии, на мой взгляд,  маэстро Уринбаев постарался уйти от стереотипов ее исполнения: с одной стороны, была подчеркнута классичность ее формы, с другой – в ней чувствовалось больше романтики и меньше было «пафоса медленных темпов». Таким образом, певучесть Брамса, текучий, пышный и плавный мелодизм стал главной идеей маэстро в интерпретации данного симфонического опуса.

Во втором отделении классического вечера внимание привлек пианист Фазлиддин Хусанов, с блеском исполнивший Второй фортепианный концерт (фа минор, соч. 21) Ф. Шопена. Встреча с этим замечательным музыкантом стала настоящим подарком для слушателей. Но об этом позже, а сейчас несколько штрихов к его творческой биографии.

Фазлиддин Хусанов – наш земляк, выпускник РСМШИ имени В.А. Успенского. Все годы учебы занимался в классе великого педагога, заслуженного учителя Республики Узбекистан Тамары Афанасьевны Попович (светлой памяти которой пианист посвятил свое выступление). По окончании школы продолжил обучение вначале в Германии (класс профессора Р. Беккера), затем в Великобритании (класс профессора М. Шрейдера). Он – лауреат многих престижных международных конкурсов, лауреат Государственной премии «Нихол».

Сегодня Фазлиддин Хусанов с большим успехом ведет концертную деятельность в странах Европы, Азии, Америки. Его репертуар вмещает в себя широкий диапазон музыки разных эпох и стилей – от барокко, классицизма, романтизма до сочинений современных композиторов. Пианиста часто приглашают в состав жюри крупных международных конкурсов. А свою исполнительскую деятельность он уже давно совмещает с педагогической. Так, в течение 12 лет Фазлиддин Хусанов  вел класс специального фортепиано в Уэльской консерватории (Великобритания), а в настоящее время успешно преподает на музыкальном отделе Кувейтского университета. 

Однако вернусь под своды Большого зала Государственной консерватории Узбекистана и великой музыке Шопена, которой завершился   классический вечер. Пианист-виртуоз, автор замечательных фортепианных произведений, он является одним из самых любимых в мире: поэзия его музыки проникает  прямо в сердце, вызывая сильные чувства, которые не требуют объяснений. По словам русского композитора, дирижера и пианиста Антона Рубинштейна, «Шопен – это бард, рапсод, дух, душа фортепиано».

Свой Второй фортепианный концерт композитор написал в 1830 году. Кстати сказать, исторически он был написан раньше, чем Первый, но издан позднее, поэтому и получил второй порядковый номер. С ним связана личная история композитора. В 1829 году Шопен влюбился в певицу сопрано Констанцию Гладковскую. Будучи невероятно стеснительным, он не мог прямо сказать возлюбленной о своих чувствах, поэтому решил признаться ей посредством музыки. Так появилась вторая часть — ларгетто, являющаяся ноктюрном в сопровождении оркестра и признанием певице в любви. К сожалению, Констанция намека не поняла. Шопен вскоре уехал в Париж, и их общение закончилось. А концерт композитор  впоследствии посвятил музыкально-одаренной, обладавшей прекрасным голосом Дельфине Потоцкой, с семейством которой познакомился в Дрездене. Премьера его детища состоялась 17 марта 1830 года в Варшаве. Партию фортепиано исполнял сам Шопен,  дирижировал Кароль Курпиньский.

Ну а для ташкентской интерпретации этого концерта в тот вечер все соединилось в едином вдохновенном порыве сотворения музыки. Оркестр во главе с Камолиддином Уринбаевым проявил безупречную партнерскую чуткость, и вместе с игрой Фазлиддина Хусанова магически воздействовал на публику, которой невероятно импонировало все: и слаженный ансамбль, и свободное владение инструментом солиста, его техническое мастерство, сочетающиеся с открытой эмоциональностью высказывания. Фазлиддин необычайно красиво играл Шопена, демонстрируя невероятную концентрацию чувств, причем самых разнообразных. Так, яркий калейдоскоп мазурочных интонаций, прозвучавших в финале – озорных, юных, искрящихся счастьем, взорвал зал оглушительными аплодисментами…

   

Никто не хотел уходить. Овации солисту, оркестру, дирижеру долго не смолкали: слушатели благодарили музыкантов за блестящее, виртуозное исполнение музыки Брамса и Шопена, сыгранные с большим мастерством, воодушевлением и артистизмом. Вечер имел огромный успех, не оставив ни одного равнодушного в зале. А мне вспомнились слова Генрих Гейне: «Музыка возвращает нам то, что забирает жизнь».

Инесса Гульзарова, музыковед.

Фото Эргаша Каримова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Узбекистан намерен развивать космическую деятельность

13 января 2025 года президент утвердил закон «О космической деятельности». Этот документ регулирует основные аспекты космической сферы, включая ее...

Больше похожих статей