26 января состоялось очередное заседание правления Центрального банка РУз, на котором основная ставка была оставлена в размере 15 процентов годовых. Об этом сообщила пресс-служба регулятора.
В отчете о заседании также сказано, что внутренние и внешние факторы со стороны спроса сохраняют свое стимулирующее влияние на экономику. Более сильная динамика базовой инфляции за последние месяцы стала результатом повышенного внешнего инфляционного фона и роста доходов населения.
Правление Центробанка сочло текущий уровень основной ставки достаточным, чтобы в экономике сохранялись умеренно жесткие денежно-кредитные условия. Складывающиеся условия и характер фискальной политики могут потребовать в ближайшие месяцы принятия дополнительных мер для того, чтобы сбалансировать совокупно спрос и предложение.
Последние кварталы года показали устойчиво высокую динамику экономического роста. В Центробанке считают, что основной драйвер со стороны спроса — это рост совокупного потребления при том, что инвестиционная активность была достаточно умеренной. По итогам прошедшего года октябрьский прогноз Центробанка практически оправдался и темпы ВВП составили 5,7 процента.
Однако, несмотря на то что в текущем году ожидается относительная умеренность фискальных стимулов, продолжает действовать довольно сильное стимулирующее действие на совокупный спрос отложенных эффектов высокого фискального дефицита, который наблюдался в предыдущие три года.
Товары длительного пользования и недвижимость дорожают, потому что спрос на них растет вместе с ростом заработных плат, большим объемом трансграничных денежных переводов и стабильности на рынке труда.
Ожидается, что в целом благоприятные тенденции в экономической активности в ближайшее время смогут сформироваться при условии стабильности факторов предложения.
В то же самое время Центробанк отмечает проявление некоторых краткосрочных рисков со стороны предложения, возникших в связи с аномальными холодами, которые могут сказаться на объемах производства и поставок некоторых товаров.
В течение прошлого года экономика страны адаптировалась к внешним условиям. Внешнеэкономические риски оказали относительно краткосрочное и не такое существенное влияние, как ожидалось первоначально, поэтому наблюдался рост валютных поступлений от экспорта и трансграничных денежных переводов.
В будущем ожидается одновременно и благоприятная ценовая конъюнктура на внешних рынках, и высокий уровень неопределенности и рисков, которые связаны с ухудшением прогнозов роста мировой экономики и экономик основных торговых партнеров.
В прошлом году цены росли по широкому перечню товаров, что довело годовую инфляцию до 12,3 процента. Базовая инфляция в последнем полугодии также демонстрировала устойчиво растущую динамику. В конце года базовая инфляция достигла 13,8 процента. Одновременно наблюдалась относительно высокая динамика индекса цен производителей. Все это вместе говорит о том, что инфляционное давление будет расти и дальше. Центробанк также констатирует умеренный рост инфляционных ожиданий за последний квартал. Вектор этих ожиданий повышает вероятность смещения инфляционных рисков в сторону их возрастания.
И все же, по мере того как мировая экономика адаптируется к изменениям, а центральные банки других стран ужесточают денежно-кредитные политики, в мире ожидается ослабление глобальных инфляционных процессов. Другими сдерживающими инфляционные процессы факторами является относительное снижение динамики мировых биржевых цен на основные продовольственные товары и относительно стабильная динамика обменного курса.
Во втором полугодии прошлого года увеличилось кредитование в национальной валюте, что сказалось на темпах роста кредитных вложений в экономику, но влияние было незначительным. Также отмечается, что в структуре кредитного портфеля возникла тенденция существенного увеличения доли розничных кредитов населению.
Высокими темпами растут депозиты, в том числе и от населения — на это влияют положительные реальные процентные ставки.
Центробанк отметил и то, что со второго полугодия прошлого года в характере финансирования экономики наметились структурные изменения. В частности, речь идет о том, что банки стали больше использовать внутренние источники финансирования в своей деятельности. А это, в свою очередь, вместе с мобилизацией имеющихся финансов, способствует снижению уровня долларизации экономики. В 2023 году прогнозируется продолжение данного процесса.
Банк обновил прогнозы макроэкономического развития и предполагает, что в первом квартале 2023 года возможно замедление ВВП. В итоге рост ВВП к концу 2023 года ожидается в пределах 4,5-5 процента. А ожидаемый рост инфляции в текущем году согласно базовому сценарию составит 8,5-9,5 процента.
Ограничителями денежно-кредитной политики выступают, с одной стороны, тренд роста базовой инфляции и структурные изменения в экономике, а с другой стороны — риски внешнеэкономических условий и факторы предложения.
Центральный банк намерен и дальше внимательно оценивать то, как денежно-кредитные условия влияют на спрос, цены и инфляционные ожидания. Будут приняты меры, которые направлены на уравновешивание спроса и предложения, формирование инфляции в диапазоне спрогнозированного коридора и достижение среднесрочного таргета 5 процентов.
Если возникнет такая необходимость, Центробанк вместе с профильными министерствами и ведомствами дополнительно разработают и примут меры для снижения немонетарных факторов инфляции, устранению сбоев в логистических цепочках и обеспечению необходимых объемов предложения.
Следующее заседания правления Центрального банка по рассмотрению основной ставки состоится 16 марта текущего года.