Домой Экономика и Бизнес Эксперты ИПМИ провели анализ путей активизации государственно-частного партнерства для развития аэропортов

Эксперты ИПМИ провели анализ путей активизации государственно-частного партнерства для развития аэропортов

0
Эксперты ИПМИ провели анализ путей активизации государственно-частного партнерства для развития аэропортов

Участие частного сектора в инфраструктурных объектах, постепенно приобретает глобальную популярность. Основными преимуществами данной тенденции являются привлечение капитальных поступлений в отрасль и повышение эффективности деятельности.

Существуют 3 основных моделей используемые в аэропортах для привлечения частного сектора:

1.  Полная приватизация – предполагает передачу права собственности на активы аэропорта от государственной корпорации частным инвесторам посредством размещения акций или торговой продажи.

2.  Концессионные соглашения — концессионный сбор государственному органу-заказчику оплачивается частным оператором, который в последствии возмещает свои затраты за счет различных сборов платежей с пользователей аэропорта.

3.  Договоры на управление — частный подрядчик привлекается для управления активами аэропорта.

Подавляющее большинство фактических или планируемых случаев привлечения частного сектора в аэропорты связаны с концессионными договорами. В частности, данная модель была применена:

Аэропорт Абиджана Хофоэ-Буаньи, Кот-д’Ивуар. Ответственность за эксплуатацию и развитие аэропорта была передана в рамках концессионного соглашения, подписанного между правительством Кот-д’Ивуара и компанией AERIA. Под управлением концессионера пассажиропоток удвоился в два раза до более чем 2 млн человек в год (с 2010 по 2019 год). Пассажирский терминал был расширен с 11 000 до 23 000 м². В 2019 году аэропорт получил награду ACI Airport Service Quality Award в категории «Наиболее улучшенный» опыт обслуживания пассажиров на африканском континенте.

Аэропорт Сантьяго, Чили. Данный аэропорт эксплуатируется на основании 20-летней концессии, выигранной консорциумом Nuevo Pudahuel. Договор представляет собой инвестиции в размере 990 млн долл США и ввод в эксплуатацию нового терминала площадью 248 400 м². С расширением существующего терминала, пропускная способность аэропорта увеличилось более чем в два раза — с 16 до 38 млн пассажиров в год, количество шлюзов увеличилось с 18 до 67, количество выходов на посадку с 31 до 76.

Международный аэропорт Боготы Эль Дорадо, Колумбия. Согласно проекту концессионер, Compania de Desarollo Aeropuerto El Dorado SA (CODAD), берет на себя обязанность по строительству и обслуживанию новой взлетно-посадочной полосы и рулежной дорожки сроком на 20 лет. После передачи международного аэропорта Эль-Дорадо по концессионному договору в 2007 году, перевозки пассажиров выросли на 235 %, в частности если в 2003 году показатель составлял 7 млн пассажиров в год, то к 2013 году он достиг 25 млн.

В Узбекистане также были проделаны шаги по данному направлению. В частности, в 2022 году Аэропорт Самарканда передали в управление частной компании — иностранному предприятию Air Marakanda. Данная компания отвечает за обслуживание пассажиров, терминалов, самолетов и наземное обслуживание.

Полную версию можно посмотреть здесь.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь