По данным Агенства по статистике при Президенте, за 2022 год повышение цен в потребительском секторе достигло 12,3 % при среднемесячном значении 1 %.
В декабре 2022 года средний уровень цен на потребительском рынке повысился на 1,2 %.
По росту цен за весь 2022 год с ощутимым отрывом лидируют продовольственные товары (15,6 % при среднемесячном приросте на 1,2 %). Непродовольственные товары за год подорожали на 10,7 % при среднемесячном приросте на 0,9 %. Прирост цен на платные услуги за 2022 год достиг 8,4 % при среднемесячном значении 0,7 %.
Лидером по росту цен в декабре стали продовольственные товары, которые в среднем подорожали на 1,7 %. Повышение цен на товары данной группы было на 0,5 пунктов выше прироста сводного показателя. Непродовольственные товары за этот же период прибавили в цене на 0,8 %, услуги – на 1,1 %.
В тройку лидеров по росту цен за 2022 год вошли зерновые культуры и крупяные изделия (31,3 %), сахар, кондитерские изделия и десерты (24,6 %), молоко, молочные продукты и яйца (19,1 %).
Кроме того, ощутимо подорожали безалкогольные напитки (13,4 %), овощи, клубнеплоды и зернобобовые (12,9 %), рыба и прочие морепродукты (12 %).
Средний уровень цен на фрукты и орехи в декабре 2022 года оставался на 5,7% ниже, чем в конце 2021 года.
В декабре 2022 года в лидеры по росту цен за месяц вышли овощи, клубнеплоды и зернобобовые (7,6 %). Вторая позиция принадлежит молоку, молочным продуктам и яйцам, которые за месяц прибавили в цене на 2,9 %.
Замыкают тройку лидеров ценового роста готовые пищевые продукты и прочие продукты питания, ставшие за месяц дороже на 1,3 %.
Вместе с тем в декабре 2022 года зафиксировано понижение цен на масложировую продукцию (-0,4 %), что обусловлено снижением цен на растительные масла (в среднем на 1,4 %).
Среди товарных групп, входящих продукты питания и безалкогольные напитки, наиболее весомый вклад в прирост сводного индекса потребительскихцен внесло повышение цен на овощи, клубнеплоды и зернобобовые (0,35 п.п. из 0,67 п.п.).
Сдерживающим фактором послужило снижение цен на масложировую продукцию, за счет которого сводный показатель стал ниже на 0,02 п.п., отмечают аналитики Агентства.
В.Новиков