back to top
14 C
Узбекистан
Понедельник, 25 ноября, 2024

Мукаддас  Ризаева: ее профессия была неотделима  от ее жизни

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

Сегодня девятый день, как нет с нами Мукаддас Нишановны Ризаевой –  старейшего вокального педагога, заслуженного работника культуры Республики Узбекистан, обладателя ордена «Фидокорона хизматлари учун» и медали «Шухрат», профессора Государственной консерватории Узбекистана.

Известный педагог, человек огромной культуры и эрудиции, высокой требовательности к себе и другим, исключительного такта, она щедро делилась с молодыми музыкантами своим опытом и знаниями в области вокального исполнительского искусства, методики. Ее уход ударил болью, которую ощутили все те, кто хорошо ее знал. Еще 25 декабря родственники, коллеги, друзья, ученики поздравляли Мукаддас Нишановну с 97-летием, а через неделю, в первый день наступившего нового 2023 года, пришла печальная весть. К сожалению, мир так устроен, что в нем все когда-то рождается  и в определенный час оставляет свой физический облик. Рождение, жизнь  и смерть – звенья одной цепи. И жизнь человека – не исключение. Однако смириться  с горькой и невосполнимой утратой одного из легендарных символов нашей консерватории, невероятно сложно. 

Мукаддас Ризаева была прекрасным музыкантом и разносторонним человеком. Она родилась в Коканде  в интеллигентной семье служащих, в которой царили гармония и взаимопонимание, любовь и верность, душевное тепло и благополучие, поддержка и опора всегда и во всем. Поэтому не удивительно, что родители юной Мукаддас не стали препятствовать дочери, когда она выбрала музыку и вокальное искусство, ставшие впоследствии ее профессией и призванием. А случилось это в четвертый период Второй мировой войны (1944 год) во время отборочного прослушивания молодых узбекских юношей и девушек на вокальный факультет Ташкентской консерватории, среди которых оказалась и старшая дочь Ризаевых. Несмотря на высокий конкурс, на нее обратили внимание профессора эвакуированной тогда в столицу Узбекистана Ленинградской консерватории.

И она попадает в класс грандиозной личности, певицы Императорского Мариинского театра, известного профессора Марии Исааковны Бриан, которая занималась с ней очень серьезно, не форсируя, постепенно развивая дыхание, усиливая репертуар, шаг за шагом, сформировав и ее артистическую личность. Впоследствии Мукаддас Нишановна часто с благодарностью будет говорить, что своим становлением и успехами в искусстве она, в первую очередь, обязана Марии Исааковне, давшей ей свою школу, творческие силы, опыт и знания. Безмерно благодарна была она и «мастеру камерного пения» Адольфу Бернгардовичу Меровичу, который не только раскрывал ей секреты камерного исполнительства, но и аккомпанировал в камерных вокальных концертах. Тепло вспоминала и свой творческий союз с такими выдающимися музыкантами, как профессор Арсений Николаевич Котляревский и доцент Юлия Семеновна Михайловская в тандеме с которыми Мукаддас Нишановна исполняла вокальные опусы Р.Шумана, Ф.Шуберта, М.Ашрафи, С.Юдакова, М.Бурханова.      

Возвращаясь к студенческим годам Ризаевой, отмечу,  что время было тяжелое, существовать было трудно, но будущая певица скрупулезно училась, постоянно занималась самообразованием, много читала. В результате она выучила немало партий, пополнивших ее исполнительский репертуар: Татьяна («Евгений Онегин» П.Чайковского), Графиня и Сюзанна («Свадьба Фигаро» В.Моцарта), Маргарита («Фауст» Ш.Гуно), Ульяна Громова («Молодая гвардия» Ю.Мейтуса), Лейли («Лейли и Меджнун» Р.Глиэра и Т.Садыкова), Дилором («Дилором» М.Ашрафи), Гульчехра (музыкальная комедия «Аршин мал-алан» У.Габжибекова). 

Вскоре  молодая певица была дважды удостоена чести принять участие в Декаде  культуры   и искусства Узбекистана в Москве (1951, 1954 годы), успешно выступив на престижных сценах Большого театра, Большого зала Московской консерватории и других концертных площадках.

А свою трудовую деятельность Мукаддас Ризаева начала в 1952 году на сцене узбекского музыкально-драматического театра (ныне Узбекский Государственный музыкальный театр имени Мукими). Параллельно сотрудничала с композиторами Узбекистана, исполняя их камерные сочинения.  Сегодня в «Золотом фонде» Узбекского радио хранятся записи романсов  М.Ашрафи, С.Юдакова, Д.Закирова, М.Левиева в интерпретации Мукаддас Нишановны.     

Казалось бы, все замечательно складывалось, однако   артистической  карьере она предпочла педагогическую деятельность. В своей альма-матер преподавала более шестидесяти лет, пройдя путь от преподавателя до профессора. Ризаева принадлежала к тому типу педагогов, которые стремились максимально выявить и развить в учениках творческую индивидуальность. Мукаддас Нишановна влюбляла   своих студентов в профессию, учила, вдохновляла, но, самое главное, верила в каждого из них. Занималась она живо, эмоционально, с литературными и музыкальными ассоциациями, учила своих подопечных внимательному отношению к слову, филигранности оттачивания каждой ноты, фразы, эмоции. У музыкантов принято называть своих педагогов творческими «мамами» и «папами». Профессор Ризаева в этом смысле – рекордсмен. Ее музыкальных детей, внуков и правнуков свыше ста человек. Она всегда относилась к своим  студентам  с огромной любовью и тактом, причем любила их такими, какими они были. Хвалила за успехи и хорошие поступки, а вот за плохие – журила.         

Среди ее  учеников – лауреаты различных вокальных конкурсов, в частности,  В.Шашкова, З.Ильяева, М.Агничева, Ю.Васильева, А.Васильев, О.Абиякий, У.Семенова, А.Юдина (ныне   солистка  ГАБТ имени А.Навои), Д.Мирсадыкова (лауреат Государственной премии «Нихол») и другие. Многие из них  уже давно передают следующим поколениям вокальную эстафету своего профессора, как, например, народный артист Узбекистана Исмаил Джалилов, а другие являются солистами ведущих театров ближнего и дальнего зарубежья. Это сестры Абиякий, О.Гоцкевич и Е.Долгонова (США), В.Мошеев (Израиль), О.Медянова (Швеция), А.Гулон (Китай), заслуженная артистка России Ю.Васильева, О.Иванова и А.Васильев (Россия), заслуженная артистка Таджикистана З.Аминова, народный артист Таджикистана А.Салиев и Т.Игамова (Таджикистан) и другие певцы.

Следует упомянуть и деятельность  Мукаддас Нишановны Ризаевой как педагога-методиста. Она принимала участие   в научно-методических конференциях, посвященных вопросам вокального образования и вокального искусства, является автором ряда статей о педагогических методах и развития вокальных способностей. Ее перу принадлежат учебные пособия «Арии и романсы  композиторов Узбекистана», «Становление молодого певца», «Вокальная лирика Рустама Абдуллаева».

Огромна роль профессора Ризаевой и в жизни вокальной кафедры  консерватории, которую она дважды возглавляла, параллельно занимаясь как общественной работой, так и просветительской деятельностью. Она была председателем профкома   нашего музыкального вуза, руководила секцией Союза театральных деятелей Узбекистана,  выступала на радио и телевидении, входила в состав жюри различных вокальных конкурсов, проводила в областях мастер-классы и прослушивания по выявлению  талантливой молодежи для дальнейшего профессионального обучения. Ну а своих коллег она согревала любовью, высочайшей  культурой общения, обаянием. В ней гармонично сочетались человеческая и женская  красота, одухотворенность и искренняя преданность своей профессии.  

Она любила рассказывать о себе и своих родных, о своих прекрасных учителях и учениках, о великих музыкантах, оказавших на нее огромное влияние. А в одной из статей, посвященных 85-летию Государственной консерватории Узбекистана, она написала: «В моей благодарной памяти навсегда останется просветитель, композитор, дирижер, общественный деятель, основатель дирижерской школы Узбекистана, ректор консерватории Мухтар Ашрафович Ашрафи. Он ценил профессионалов, верил, что талантливая молодежь может с честью представлять искусство Узбекистана на самых представительных сценах». Там же она призналась,  что ее любовь к музыке передалась и ее дочерям: обе пианистки, профессора, работают в консерватории – старшая, Рамида Полатханова, заведуют кафедрой концертмейстерского мастерства, а младшая, Наргиза Полатханова, успешна на кафедре специального фортепиано. Таким образом, музыкальная династия Мукаддас Нишановны продолжилась в ее девочках, отчего она была безмерно счастлива.

Правительство отметило профессора Ризаеву рядом наград: «Отличник просвещения», «За доблестный труд», многочисленными грамотами Верховного Совета Узбекистана и Таджикистана, Министерства культуры Узбекистана, Министерства Высшего и среднего специального образования Узбекистана. Она прожила долгую жизнь, насыщенную трудом. И никогда не знала покоя: посвятив себя искусству, все время стремилась вперед, чтобы не идти назад. Такой мы ее и запомним…

Инесса Гульзарова, музыковед.

Фото из архива профессора Рауфа Кадырова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Новые правила оплаты адвокатам за государственную помощь

Эти изменения направлены на унификацию процесса предоставления бесплатной помощи и справедливое вознаграждение специалистов, сообщает правовой портал "Норма".

Больше похожих статей