На прошлой неделе в Государственной консерватории Узбекистана завершился международный музыкально-образовательный фестиваль «Conservatory SMART-Fest», который получился насыщенным и интересным, за что в первую очередь следует поблагодарить руководство нашего музыкального вуза, по инициативе которого он был организован. Его уровень был более чем впечатляющим.
В развертывании всех сюжетов этого музыкального форума фактически не было никаких «накладок», технических сбоев и сложностей.
В течение трех недель он вместил насыщенную программу, в которой концерты его участников перемежались с мастер-классами, практикумами, творческими встречами, а под занавес еще и двумя научно-практическими конференциями (студенческой и педагогической) «Мухтар Ашрафи – композитор, дирижер, педагог», которые были посвящены 110-летию со дня рождения этого выдающегося музыкально-общественного деятеля Узбекистана.
Накануне закрытия фестиваля состоялся один из его запоминающихся концертов – монографический вечер известного композитора Узбекистана Мустафо Бафоева, чье творчество уже давно завоевало свое место не только в сердцах наших профессионалов и любителей музыки.
Заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан, лауреат Государственной премии имени А.Кадыри, кавалер двух орденов («Фидокорона хизматлари учун» и «Мехнат шухрати»), член союза композиторов и бастакоров Узбекистана, член американского общества композиторов, авторов и издателей ASCAP, дирижер, профессор, которого справедливо называют интереснейшим явлением в музыкальной культуре Узбекистана. И он наследует лучшие ее традиции и достижения, связанные с синтезом музыкальных ценностей Востока и Запада.
Талантливый человек, Мустафо Бафоев является автором множества произведений: это крупные сценические опусы (оперы, балеты, музыкальные драмы), а также оратории, симфонии, камерно-инструментальные сочинения, свыше 30 концертов для различных инструментов с оркестром, более 200 песен и романсов, киномузыка. Он уже давно поражает современников непредсказуемостью выбора произведений смешанных жанров. Так, из-под его пера появились телебалеты, оратория-балет, шоу-балет, опера-феерия, концерт-представление и другие. Композитор также много работает с зарубежными музыкантами, театрами, является участником многих международных фестивалей и музыкальных форумов.
Всю свою творческую жизнь, а это уже пятьдесят лет, Мустафо Бафоев неутомимо и последовательно создает свой собственный музыкальный стиль – своеобразный, неповторимый, ярко национальный. Ему присущ динамизм, темперамент и внутренняя энергия, что достигается во многом особой ролью ритма. В одном из интервью композитор признался: «Просто нужно почувствовать колорит земли, мелодику орнаментальной восточной музыки, которая очень импульсивная и эмоциональная. Отец восточной музыки – ритм (усуль), мать – мелодия. Моя музыка опирается на ритмы. В этом и заключается особенность моих произведений, в которых я использую много ударных инструментов, придающих динамику, создающих кульминационные моменты».
Еще раз подчеркну, музыка Бафоева, отмеченная мощной печатью индивидуальности, не идущей ни на какие компромиссы, вызывает неизменный интерес у публики. Поэтому неудивительно, что в тот вечер в Большом зале консерватории практически не было свободных мест. Программу монографического концерта представлял Государственный симфонический оркестр Узбекистана (художественный руководитель и главный дирижер, заслуженный артист Республики Узбекистан Камолиддин Уринбаев), открывший ее мировой премьерой оркестровой миниатюры «Золотистый вальс», посвященной многообразному, динамично развивающемуся новому Узбекистану, в котором закладывается фундамент новой эпохи Возрождения – третьего Ренессанса. Как неоднократно говорил наш президент Шавкат Мирамонович Мирзииёев: «Сегодняшний Узбекистан – это не вчерашний Узбекистан. И наш народ – уже не тот, каким был вчера».
Как правило, все произведения Бафоева, при всей технической сложности, эмоциональны и ярко индивидуальны. Однако, на сей раз, композитор создал легкую и прозрачную партитуру трехчастной композиции, блеснув виртуозным мастерством в зарисовке весны Нового Узбекистана, которую мастерски передал оркестр под чутким управлением маэстро Уринбаева. Меня всегда впечатляет не только контакт этого дирижера с любым из коллективов, но и его истинное восхищение музыкой.
Впервые прозвучал в монографическом вечере и Концерт для флейты с оркестром в исполнении лауреата международных конкурсов Лелии Байрамугуллари (Турция), которой композитор посвятил свое новое трехчастное сочинение. Этот опус был встречен публикой с большим интересом. Его внешняя виртуозность, присущая образцам этого жанра в XIX и XX столетиях, у Бафоева отходит на второй план, уступая место принципам ансамблевого взаимодействия солиста и оркестра.
В тот вечер он был образцом совершенного существования Лелии Байрамугуллари и Государственного симфонического оркестра. Тончайшая нюансировка, переплетение звуков и безупречное владение стилистикой исполнения Флейтового концерта стало подлинным откровением. Солистка прекрасно справилась со всеми задачами, поставленными композитором. Она тонко и точно передала нюансы его премьерного опуса, требовавшего от нее огромной эмоциональной и интеллектуальной работы. Ее спокойствие и сосредоточенность вкупе со сложными техническими приемами просто завораживали. Процесс исполнения походил на ритуал, священнодействие. Достойным партнером флейтистки выступил оркестр, который под управлением маэстро Уринбаева скрупулезно следовал деталям бафоевской партитуры, пристально заостряя внимания на штрихах и динамике, приковав слушателей великолепным звучанием и ансамблевой дисциплиной. В результате зал долго аплодировал и кричал «Браво!».
В заключение вечера феерически прозвучала симфоническая поэма «Согдийские фрески» в блистательном исполнении Государственного симфонического оркестра. Написанная в 90-е годы прошлого столетия, она и сегодня не потеряла своей актуальности, вызвав бурю эмоций.
Каждый, кто слышал этот опус, не может не отметить яркость и образность тем, искусную работу с материалом и оркестровой фактурой, свежесть и своеобразие тембровой палитры. Невольно возникает мысль, что музыка была написана не молодым композитором, а рукою зрелого мастера.
«Согдийские фрески» – настоящий бриллиант в творческом багаже композитора, представляющие собой оркестровую композицию, объединенную общим художественным замыслом, имеющую глубокую философскую направленность. Для создания образной сферы Бафоев использовал характерные стилевые особенности узбекской традиционной музыки.
В богатейшей партитуре музыкальных и эмоциональных средств выражения «Фресок» композитор изобретательно применяет полифонические приемы оркестрового письма, сопоставление регистров разных групп инструментов, которыми буквально играет. Большая роль здесь отведена и ритму – ключ к пониманию многих композиций Бафоева, написанных подчас сложным языком.
Интерпретация Камолиддина Уринбаева восхитила своей свежестью и новизной, оригинальностью и отменным вкусом. Ну а главное впечатление от монографического вечера – особый внутренний темперамент, который всегда отличает Государственный оркестр Узбекистана под управлением его художественного руководителя. Когда прозвучал последний аккорд, публика и сам композитор встали и долго не покидали зал, продолжая аплодировать. Впечатление было поистине потрясающим: ощущение праздника, в очередной раз подаренного Бафоевым и его исполнителями всем тем, кто пришел в тот вечер на встречу с классикой.
Инесса Гульзарова, музыковед.