На днях на сцене Большого зала Государственной консерватории Узбекистана бушевал непередаваемый накал страстей – обработки классической музыки, русские народные песни, опусы композиторов ХХ и ХХI веков в блестящем исполнении солистов и Государственного оркестра русских народных инструментов «Метелица» под управлением его художественного руководителя и главного дирижера, заслуженного артиста Российской Федерации Игоря Тонина. Гости из Санкт-Петербурга сразу настроили узбекистанцев на свою волну, подарив им необыкновенный по накалу чувств и позитиву концерт, вызвавший в ответ восторг и фейерверк положительных эмоций. В зале, который собрал публику самых разных возрастов: и старшее поколение, и многочисленную молодежь, и детей, как никогда царила теплая атмосфера, пронизанная хорошим настроением. Два отделения концерта прошли на одном дыхании и артистов, и слушателей, не скупившихся на эмоции и аплодисменты.
Оно и понятно, ведь «Метелица» является одним из самых ярких и виртуозных национальных коллективов России, который по праву считают музыкальной «визитной карточкой» Ленинградской области. В 2024 году оркестр отметит свое 35-летие. В нем собраны лучшие традиции и передовые профессиональные достижения в области исполнительства на национальных инструментах. В этом немалая заслуга его основателя Игоря Тонина – яркого представителя художественной интеллигенции, высокопрофессионального музыканта-инструменталиста и дирижера, который с детства испытывал интерес к музыке, импровизации, интересовался разными инструментами и играл в оркестре русских народных инструментов. А играл Тонин на мелофоне, аккордеоне, балалайке. Позже освоил бас-балалайку и контрабас. Консерваторию он закончил по классу балалайки, а по дирижированию учился у замечательного Альгирдаса Паулавичюса – российского дирижера, композитора, музыкального педагога и музыканта-мультиинструменталиста литовского происхождения. Так что за плечами у художественного руководителя «Метелицы» очень серьезная школа. Что касается репертуара этого многопрофильного оркестра, то он исполняет не только народную музыку, но и классику, и современную, и популярную, и русскую народную музыку, и джаз, и рок. Как отмечает критика, его настоящее искусство всегда вызывает сильные эмоции.
В одном из интервью Игорь Михайлович признался, что осознанно создавал музыкальный коллектив нового типа — оркестр солистов. Поэтому набор в него был очень серьезным. В итоге Тонин сплотил вокруг себя сложившихся музыкантов-профессионалов, как минимум, с высшим образованием, а у некоторых за плечами и аспирантура. Сегодня все они лауреаты многих международных конкурсов. Любой из оркестрантов имеет право заявить хотя бы один свой сольный номер, и если он принимается советом, то становится частью программы «Метелицы». В этом убедились все те, кто побывал на выступлении этого коллектива в Ташкенте: действительно, все его артисты высоко образованы музыкально, имеют очень хороший вкус и музыкальное чутье, умеют шутить на сцене и импровизировать. Программа «Метелицы» отличалась театральностью, построенной на диалоге солиста с оркестром. Каждый музыкант жил тем, что он делал на сцене, затрагивая самые сокровенные струны души каждого слушателя. И это ничем невозможно объяснить, это на уровне какого-то внутреннего ощущения. Домра, балалайка, баян, гусли звончатые – все это русские народные инструменты, волнующие каждого по-своему. Как верно заметила моя коллега Фарида Сабитова, «это совсем другая музыкальная эстетика, это для нас так ново и интересно! Замечательный концерт, очень приятное послевкусие. Как хорошо, что я побывала на нем, зарядилась яркими эмоциями от замечательной музыки в исполнении очень непосредственных, раскованных музыкантов».
От программы публика была в восторге. Интерес представляли все номера без исключения. Петербуржцы показали свою национальную культуру, являющуюся частью мировой культуры. В каждом исполненном номере не было формального подхода, будь то замечательная Фантазия на тему популярной русской песни «Коробейники» В.Дителя, или проникновенный Ноктюрн фа диез минор С.Рахманинова, прозвучавший легко и поэтично. А сюита «Три ямщицкие песни» В.Беляева, в которой слушатели узнали такие популярные мелодии, как «Степь да степь кругом», «Однозвучно гремит колокольчик» и «Запрягу я тройку борзых», была исполнена творчески свободно, с завидным исполнительским блеском. Оркестр покорил высоким техническим уровнем, темпераментностью, ансамблевой четкостью игры, яркой красочностью звучания. Причем не только исполнением этих произведений, но и тонкостью нюансов, хорошим строем, выверенной фразировкой в «Гротеске и размышлении» Е.Тростянского, импровизации на тему песни Матвея Блантера «Катюша» Е.Желинского, концертными вариациями на тему песни «Валенки» А.Шалова, после которых зал взрывался аплодисментами и восторженными «браво». А для известной зажигательной пьесы «Пустячок» американского композитора Л.Андерсена оркестранты под управлением И.Тонина нашли новые краски и новые эмоции. Особенно впечатлило звучание струнных групп оркестра: домры и балалайки звучали мягко, без треска. Такое бережное отношение к звуку и исполняемой музыке – безусловно, заслуга руководителя коллектива. Игорь Тонин тонкий и чуткий музыкант, умеющий добиваться нужного звучания. Он довел мастерство своих оркестрантов до совершенства, создав, таким образом, оркестр виртуозов.
Горячо принимали слушатели и солистов «Метелицы». Так, Андрей Кузьминов очень тонко передал синкопированный ритм, с твердостью резца прочерчивающий линию развития от начала до конца третью часть «Опалового концерта» Р.Гальяно – ученика и друга А.Пьяццоллы. Это замечательное произведение сразу же заставило зал проникнуться красотой интонаций музыки французского композитора и рельефностью исполнения солиста, подчеркнутой терпкими звучностями синкопированных аккордов.
Блестяще выступила певица Елена Курская, исполнившая в первом отделении обрядовую свадебную песню «Рыбушка-стерлядушка» и популярную «Московскую кадриль», а во втором – «Комарики, комарочки мои» и «Утушка луговая». Слушатели по достоинству оценили ее красивый, глубокий, звонкий голос, эмоциональную манеру исполнения и артистизм. Зал принимал каждое ее выступление горячими аплодисментами.
Незабываемое впечатление оставила в качестве солистки Любовь Саматова, покорив глубоко прочувствованным исполнением второй части Концерта для гуслей звончатых с оркестром К.Шаханова.
Отдельных слов заслуживает «Тустеп» А.Цыганкова, в котором замечательно солировала домристка Анна Федорченко, сумевшая достаточно ярко донести до слушателей яркое содержание этого опуса.
Органично вписалась в концертную программу наша землячка Ася Давыдова, ныне проживающая в Австрии, чья карьера насчитывает множество успешных выступлений на самых престижных оперных сценах мира. Она всегда с радостью выступает на родине. В ее исполнении прозвучали: романс А.Даргомыжского «Ночной зефир», песня «Старой матери» из известного цикла «Цыганские песни» и ария Русалки из одноименной оперы А.Дворжака, а также романсы узбекских композиторов М.Ашрафи («Кашмирда») и Х.Рахимова («Севемли ёрим»).
Эффектным был заключительный аккорд выступления петербуржцев – исполнение «Рассыпухи» В.Гридина. Это был тот момент, о котором говорят, что сердца исполнителей и слушателей слились воедино. Маэстро Тонину удалось объединить их в одном порыве, став единым целым с публикой. Несмотря на то, что Игорь Михайлович стоял к ней спиной, уверена, он чувствовал энергетику зала всеми фибрами своей тонкой души, как и его виртуозные солисты Андрей Кузьминов и Михаил Шусталов, ну и, конечно же, оркестранты. И это было видно по лицам слушателей, их улыбкам, по блеску глаз, в которых светились радость и восторг.
Известно, главное предназначение музыки – делать мир лучше. Она несет в него добро и справедливость, романтизм и божественность, яркую энергию и первозданную свежесть, новизну. Все это имело место на концерте наших гостей, исполнявших самую разную музыку, зажигавшую искры добра и любви в сердцах слушателей, которые в финале стоя аплодировали артистам за прекрасный вечер и очень яркие впечатления.
Поблагодарим их еще раз за высокий профессионализм, мастерство исполнения, оригинальный творческий подход, подаренные эмоции с пожеланием творческого долголетия, вечной популярности и новых ярких успехов! Впереди у коллектива концерты в других городах гостеприимного Узбекистана – Самарканде, Карши и Шахрисабзе. Этот гастрольный тур «Метелица» проводит в рамках года народного искусства и нематериального наследия народов России и приурочен к завершению Международного десятилетия сближения культур под эгидой ООН.
Отдельные слова благодарности за этот грандиозный праздник народно-инструментального искусства хочется выразить организаторам концерта: председателю комитета по культуре и туризму Ленинградской области Е.В.Чайковскому, губернатору Ленинградской области А.Ю. Дрозденко, директору по развитию Н.А.Митиной, а также министерству культуры Республики Узбекистан, руководству Государственной консерватории Узбекистана и Музыкального театра-студии.
Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото: Фарида Сабитова.