15 сентября началось заседание саммита ШОС в Самарканде, входе которого будут обсуждены главные вопросы сотрудничества, развития, а также безопасности и стабильности на текущий и последующие года. Корреспондент Nuz.uz встретился с экспертом ИСМИ Азаматом Сулимановым, который ответил на волнующие вопросы по дальнейшему развитию саммита ШОС.
-Многие говорят, что Самаркандский саммит ШОС является историческим с точки зрения формирования будущего организации. Не могли бы Вы прокомментировать, какие возможные изменения ожидают Шанхайскую организацию сотрудничества в ближайшем будущем?
-Действительно, предстоящий саммит станет по истине знаковым, поскольку Узбекистан представит на Заседании глав государств более 30 концептуальных документов, большая часть из которых носит, бесспорно, важный и стратегический характер.
Они заложат основу дальнейшему развитию ШОС в различных сферах, начиная от вопросов дальнейшего углубления сотрудничества в области безопасности, усиления транспортно-логистической взаимосвязанности, расширения внутрирегиональной торговли, заканчивая поиском новых векторов и контуров развития.
Кроме того, ключевой повесткой саммита станет вопрос дальнейшего расширения ШОС. Ожидается подписание меморандума об обязательствах иранской стороны, по мере выполнения которых страна сможет стать полноправным членом Организации. Также будут рассмотрены заявки ряда других стран на подключение к ШОС в статусе члена, наблюдателя и партнера по диалогу.
С присоединением новых членов ШОС будет играть более важную роль в поддержании региональной безопасности и стабильности, расширении круга общих интересов стран-членов ШОС, а также содействии развитию системы глобального управления в справедливом направлении.
-Какие договоренности были достигнуты в период председательства Узбекистана в ШОС, полностью ли реализованы приоритеты председательства страны в ШОС, поставленные Президентом Шавкатом Мирзиёевым?
-В числе основных приоритетов и задач председательства Узбекистана было обозначено укрепление потенциала и авторитета ШОС, активизация усилий по обеспечению мира и стабильности в регионе, сокращение бедности и обеспечение продовольственной безопасности.
В рамках реализации отмеченных задач к настоящему моменту успешно проведено почти 100 мероприятий, из них более 20 на уровне руководителей профильных министерств и ведомств.
Узбекская сторона внедрила новые подходы и форматы в организации мероприятий. Так, была запущена эффективная практика проведения встреч руководителей профильных министерств и ведомств, а также заседаний Совета национальных координаторов ШОС в различных регионах страны.
Наряду с этим были начаты новые направления сотрудничества в рамках ШОС, которые способствовали обогащению повестки с учетом современных реалий. Так, по инициативе Узбекистана в текущем году впервые организован конкурс на лучший стартап проект среди молодежи стран ШОС, чемпионат по киберспорту, а также научно-экспертный форум ШОС по информационной безопасности.
Как я уже сказал ранее, по результатам проделанной масштабной работы Узбекистану за один год удалось инициировать, координировать и завершить процесс согласования более 30 документов ШОС.
Таким образом, можно прийти к выводу, что Узбекистан полностью справился со всеми возложенными на него задачами по успешному осуществлению председательства в ШОС.
-Ожидается ли изменение ШОС в условиях нарастания конфликтов в разных регионах мира?
-В нынешних непростых условиях ШОС продолжает сохранять внеблоковый статус. Данное объединение готово взаимодействовать с разными странами независимо от степени развития их экономики и других показателей.
Более того, в соответствии с «шанхайским духом» ШОС ведёт широкий диалог и сотрудничает с различными международными организациями. Она установила официальные контакты с ООН рядом ее структурных подразделений. Кроме того, ШОС установила отношения сотрудничества с СНГ, АСЕАН, ОДКБ и целым рядом других организаций.
В настоящее время вышеупомянутые контакты и сотрудничество продолжают расширяться и углубляться. Это еще подтверждает, что ШОС не развивается в сторону блоковой изоляции, а является открытой для сотрудничества с целым рядом государств и международных организаций.
Наряду с этим, следует отметить, что государства-члены ШОС придерживаются принципов равноправия, взаимного доверия, мирного сосуществования и ненаправленности против других стран и регионов. В этой связи Организация продолжает выступать против решения важнейших международных и региональных проблем через блоковую политику и конфронтационное мышление.
-В какой степени конфликты между некоторыми государствами-членами ШОС (например, пограничный спор между Индией и Китаем) могут повлиять на конструктивность и продуктивность взаимного сотрудничества в рамках этой Организации?
-Особенность ШОС заключается в том, что она смогла объединить государства, кардинально различающиеся по военно-политическому потенциалу, финансово-экономической мощи и социально-культурным традициям.
Во многом это стало возможным благодаря «Шанхайскому духу», воплощающем в себе принципы взаимного доверия, мирного сосуществования, развития на основе добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества, невмешательства во внутренние дела друг друга.
Конечно, нельзя отрицать, что между некоторыми членами ШОС сохраняются определенные разногласия. Однако, сам факт активного участия стран-членов в совместных заседаниях, встречах и других мероприятиях, проводимых в рамках ШОС, демонстрирует о совместном желании продвигать идеи и принципы заложенные в уставе Организации.
В данном контексте ШОС оказывает стабилизирующее влияние на взаимоотношения между странами-частницами данного объединения, содействуя преодолению разногласий и поиску общих точек зрения по внешнеполитическим вопросам.
-Какова роль Региональной контртеррористической структуры ШОС в борьбе с нарастающими угрозами терроризма и экстремизма?
-Следует отметить, что РАТС ШОС является постояннодействующим органом ШОС и играет важную роль в обеспечении взаимодействия государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. В настоящее время данная структура стала одной из прочных опор архитектуры региональной безопасности.
РАТС ШОС содействует повышению антитеррористического потенциала государств-членов ШОС путем организации и проведения совместных практических мероприятий. Ярким примером в данном направлении является регулярно проводимые с 2006 года Совместные антитеррористические учения, в ходе которых осуществляется отработка механизмов реагирования и взаимодействия компетентных органов по нейтрализации различных террористических угроз. На современном этапе ведется планомерная работа по совершенствованию механизмов РАТС ШОС и адаптации ее деятельности к вновь возникающим вызовам и угрозам, в частности в информационном и киберпространстве.
Беседовала Ангелика ТИМОНИНА