back to top
14 C
Узбекистан
Понедельник, 25 ноября, 2024

ИСМИ: Самаркандский саммит ШОС – отправная точка для начала нового этапа межгосударственного и многостороннего сотрудничества

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

15-16 сентября т.г. в Самарканде состоится важнейшее политическое событие — заседание Совета глав государств ШОС, которое пройдёт под председательством Узбекистана.

Отличительной особенностью предстоящего саммита от предыдущих заключается в том, что он впервые соберёт представительный состав участников, среди которых главы 15 государств, в том числе лидеры всех государств-членов ШОС, стран-наблюдателей (Беларусь, Иран и Монголия), президенты Турции, Туркменистана, Азербайджана и премьер-министр Армении, высокие представители Саудовской Аравии, Катара и Египта.

Другой особенностью саммита является его обширная повестка, предусматривающая подписание более 30 документов, в том числе концептуального и стратегического характера, что также является беспрецедентным в истории организации.

Среди них можно особо выделить концепции сотрудничества государства-членов ШОС по развитию взаимосвязанности и созданию эффективных транспортных коридоров, в области «умного» сельского хозяйства и внедрения агроинноваций, программы взаимодействия в сфере использования возобновляемых источников энергии, инфраструктурного развития, стимулирования промышленной кооперации, развития цифровой грамотности, а также план совместных действий по развитию внутрирегиональной торговли и «дорожную карту» по сотрудничеству в вопросах профилактики и лечения инфекционных заболеваний.

Отдельного внимания заслуживает принятие Комплексного плана действий на 2023-2027 гг. по реализации положений Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС, а также Совместного заявления глав государств-членов ШОС по реагированию на изменение климата.

Указанные документы определят новые векторы многостороннего сотрудничества, призваны консолидировать усилия государств-членов ШОС и стать коллективным ответом на те вызовы, с которыми сегодня сталкивается международное сообщество.

О востребованности предстоящей высокой встречи и её повестки для обеспечения международного мира, безопасности и устойчивого развития свидетельствует тот факт, что на саммите впервые примет участие множество различных международных и региональных организаций, в том числе ООН, ЭСКАТО, ЮНЕСКО, СНГ, ОДКБ, ЕАЭС, СВМДА, ОЭС, АСЕАН и ЛАГ.

Приглашение узбекской стороной столь большого количества государств, международных и региональных организаций, являющихся проводниками интересов внерегиональных государств, поддержанное всеми странами ШОС, подчеркивает решительный настрой Руководства Узбекистана создать действенную платформу для многостороннего диалога в целях преодоления усугубляющегося кризиса доверия, возвращения международных отношений на траекторию конструктивного развития и придания ощутимого импульса международному сотрудничеству в интересах всеобщей безопасности, стабильности и устойчивого развития.

По сути, самаркандский саммит нацелен внести важный вклад в восстановление доверия к системе международных отношений и стать своего рода отправной точкой для начала нового этапа межгосударственного и многостороннего сотрудничества, основанного на диалоге и взаимопонимании.

В то же время, готовность государств и международных организаций быть представленными на предстоящем саммите говорит о признании ШОС в качестве важного фактора обеспечения международного мира и безопасности, его значительно возросшем авторитете как эффективного механизма многостороннего сотрудничества, серьёзного партнера в решении вопросов международной повестки.

Несомненно, это еще и проявление высокого доверия к Узбекистану, способного выступить в качестве надежного посредника в деле налаживания многостороннего диалога и совместного поиска взаимоприемлемых решений по насущным вопросам глобальной и региональной повестки. Сегодня в международном сообществе прочно утвердилось восприятие Узбекистана как государства, сумевшего благодаря прагматичной, конструктивной, взвешенной и инициативной внешней политике Президента Ш.Мирзиёева за исторически короткий промежуток времени трансформировать Центральную Азию в регион добрососедства, доверия и взаимовыгодного сотрудничества, вносящего весомый вклад в практическое решение как региональных, так и глобальных проблем.

Организация саммита ШОС в расширенном формате с привлечением широкого круга международных и региональных организаций свидетельствует также о приверженности Узбекистана проведению открытой внешней политики, поддержанию и развитию всеобъемлющего инклюзивного диалога с международным сообществом.

В этом вопросе Узбекистан всегда проявлял последовательность. Именно по инициативе Ташкента в учредительных документах, в частности в Декларации и Хартии ШОС, открытость организации, развитие отношений с международными организациями определено среди основных целей, а в 2004 году, в год первого председательствования Узбекистана в ШОС, было принято решение расширять сеть партнёрских отношений с международными организациями. Стратегический курс по развитию взаимоотношений с многосторонними структурами закрепило инициированное Узбекистаном получение ШОС статуса наблюдателя при ГА ООН в том же году.

Не случайно в опубликованной в преддверии саммита ШОС статье Президента Узбекистана Ш.Мирзиёева «Самаркандский саммит ШОС: диалог и сотрудничество во взаимосвязанном мире» Глава государства акцентировал внимание на то, что международные и региональные организации продолжают служить важнейшими проводниками межгосударственного взаимодействия, помогают странам преодолевать разногласия и укреплять взаимопонимание, развивать политическое и экономическое сотрудничество, расширять торговлю и стимулировать культурно-гуманитарные обмены.

В этой связи инициированная узбекской стороной формализация партнерских отношений с ЭСКАТО, ЛАГ и ЮНЕСКО в ходе предстоящего саммита станет логическим продолжением усилий по задействованию потенциала международных организаций в решении актуальных вопросов, стоящих перед государствами-членами ШОС.

Более того, это вновь засвидетельствует, что ШОС остаётся приверженной принципам открытости, имеет внеблоковый характер, а её деятельность не направлена против третьих стран или международных организаций.

В этом контексте Ташкент исходит из того, что ШОС должна
и впредь оставаться открытой для широкого международного сотрудничества, не допускать политического противостояния и конфронтационного соперничества, руководствоваться принципами добрососедства, равноправия и взаимного уважения, отказа от вмешательства во внутренние дела, поиска взаимоприемлемых консенсусных решений на основе разумных компромиссов.

Ориентированность ШОС на эти принципы в условиях снижения эффективности других институтов многостороннего сотрудничества является главной причиной роста интереса международных и региональных организаций к налаживанию и расширению кооперации с ШОС. Более того, привлекательность ШОС для других государств, международных и региональных организаций определяют также следующие факторы.

Во-первых, это признание растущей роли ШОС в качестве несущей конструкции архитектуры безопасности и устойчивого развития на евразийском пространстве, превращающейся в ключевой фактор трансформации международного порядка и мирохозяйственных связей. Сегодня ШОС – это 2/3 территории Евразии, 50% численности населения планеты (3,4 млрд. чел.), 20% мирового ВВП, 50,1% всех запасов природного газа на Земле, более 40% общемирового производства продукции животноводства и растениеводства, огромный человеческий, интеллектуальный и технологический потенциал.

Более того, многие государства и многосторонние организации стремятся стать активными участниками и бенефициарами позитивных процессов укрепления добрососедства и сотрудничества, формирования пространства устойчивого развития в Центральной Азии, являющейся географическим ядром ШОС.

Во-вторых, поддержку находит подход ШОС по выстраиванию конструктивных, взаимовыгодных отношений со всеми сторонами в целях решения актуальных глобальных проблем, в том числе в сфере безопасности, экономики, торговли, промышленности, продовольствия, экологии, здравоохранения.

Это приобретает особую актуальность сегодня, когда глубокий кризис доверия на глобальном уровне провоцирует геополитическое соперничество и блоковое противостояние, что в свою очередь приводит к разрыву торговых и инвестиционных связей, усугублению проблем продовольственной и энергетической безопасности, снижает уровень взаимодействия в решении вопросов, связанных с глобальным климатическим потрясением, дефицитом природных и водных ресурсов, сокращением биоразнообразия, распространением опасных заболеваний. Именно конструктивизм и многосторонность, основанные на учете и уважении интересов каждого, могут способствовать нахождению ответов на эти вызовы, чего невозможно добиться разрозненно.

Руководствуясь этим принципом, ШОС за последние годы значительно расширила сеть партнерских организаций, эффективно взаимодействует с международными организациями в решении множества вопросов. В частности, ШОС с КТУ и УНП ООН, ОДКБ взаимодействует в борьбе с терроризмом и наркотрафиком, с ЮНИДО, ЮНКТАД, СНГ, ЕАЭС, АСЕАН – по вопросам торговли, транспорта, логистики, промышленной кооперации, ФАО ООН – в сфере продовольствия и сельского хозяйства, УКГВ ООН — по координации в гуманитарных вопросах.

В-третьих, отличительной чертой ШОС является отсутствие идеологической зашоренности в ее деятельности, приверженность универсальным ценностям, общепризнанным нормам и ориентированность на достижение конкретных результатов путем налаживания прагматичных отношений со всеми заинтересованными сторонами.

Как отметил Президент Ш.Мирзиёев в вышеупомянутой статье, ШОС является уникальной межгосударственной структурой, сумевшей объединить страны с различными культурно-цивилизационными кодами, собственными внешнеполитическими ориентирами и моделями национального развития. Концепция успеха ШОС – продвижение разностороннего сотрудничества через обеспечение региональной безопасности.

В-четвертых, расширению многостороннего сотрудничества ШОС способствует признание международным сообществом глобальной взаимосвязанности, осознание своей солидарной ответственности за решение проблем международного мира, безопасности и устойчивого развития.

В целом, сегодня ШОС входит в новый, еще более ответственный этап своего развития, трансформируется в динамично развивающуюся международную организацию и важную составляющую системы поддержания мировой стратегической стабильности. Расширение сети партнёрских отношений с международными организациями является свидетельством признания ключевой роли ШОС в поддержании международного мира и безопасности, демонстрирует её открытость, безальтернативность многостороннего сотрудничества как важного условия эффективного противодействия глобальным вызовам и угрозам безопасности и устойчивого развития.

Более того, нет сомнений, что в условиях обостряющейся международной ситуации и растущих угроз с одновременным ослаблением механизмов ее поддержания, авторитет ШОС как одного из драйверов мирового экономического развития и крупнейшей в мире региональной организации на международной арене будет возрастать, актуализируя дальнейшее расширение сети партнерских многосторонних структур для эффективного поиска общих ответов на вызовы, стоящие перед мировым сообществом.

Вместе с тем одним из ключевых условий поступательного и устойчивого развития данного процесса должна оставаться приверженность ШОС «шанхайскому духу», в основе которого лежат взаимное доверие, взаимная выгода, равенство, взаимные консультации, уважение многообразия культур, стремление к совместному развитию, а также неукоснительное следование принципам Хартии ШОС, гарантирующих внеблоковый статус, открытость, ненаправленность организации против третьих стран или международных организаций, равноправие и уважение суверенитета всех участников. Только таким образом, как отметил Глава Узбекистана, ШОС может стать «полюсом притяжения без разделительных линий во имя мира, сотрудничества и прогресса».

Опираясь на зарекомендовавшие себя принципы сотрудничества на основе «шанхайского духа», государства-члены совместно с многосторонними институтами смогут определить новые магистральные направления многопланового сотрудничества в современных условиях, закрепить конкретные перспективы обновления повестки дня ШОС на полноценное раскрытие её огромного потенциала и повышения стабилизирующей роли этой организации в решении актуальных задач регионального и международного сотрудничества с учётом складывающейся в мире новой реальности.

Сегодня ШОС должна отвечать запросам международного сообщества на справедливость, взаимопонимание и взаимовыручку, удовлетворять потребность народов мира в восстановлении и укреплении политической и социально-экономической стабильности и безопасности.

И в этом плане Самаркандский саммит и выдвигаемые на нем новые инициативы Узбекистана будут играть историческую роль, а задействование возможностей международных и региональных организаций должно стать важным фактором их успешного воплощения в жизнь.

Или, завершая ёмкими словами Президента Узбекистана Ш.Мирзиёева, «эффективное международное взаимодействие делает мир более устойчивым, предсказуемым и процветающим. Это – наиболее реальный, доступный и близкий путь к решению общих проблем современности и всеобщий полис страхования от грядущих вызовов и шоков».

Акрамжон Неъматов, Первый заместитель директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Новые правила оплаты адвокатам за государственную помощь

Эти изменения направлены на унификацию процесса предоставления бесплатной помощи и справедливое вознаграждение специалистов, сообщает правовой портал "Норма".

Больше похожих статей