back to top
15.3 C
Узбекистан
Понедельник, 20 мая, 2024

Грамотными не рождаются – грамотными становятся

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,340ПодписчикиПодписаться

8 сентября объявлено ЮНЕСКО в 1966 году Международным днем грамотности для активизации усилий по распространению грамотности во всем мире.

Эта дата объявлена в честь дня открытия Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности, состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года. С 1967 года День грамотности отмечается ежегодно, уже более 50 лет.

Грамотность – важное понятие для каждого. Все, читающие этот текст – грамотные люди.

Для маленького ребенка, растущего в семье, где уже не одно поколение обладает навыками чтения, письма, счета, совершенно нормально учиться этому сначала дома, затем в дошкольном учреждении, школе, институте в соответствии со своим возрастом и потребностями. Он не задумывается о том, что грамотность это фундамент всей его дальнейшей жизни и что многие дети и взрослые до сих пор лишены этих возможностей – читать, писать, считать.

В этот Международный день проводятся просветительские и культурные мероприятия, посвященные продвижению всеобщей грамотности и достигнутым результатам в этом направлении: выставки и олимпиады, лекции и семинары, конференции и круглые столы.

К сожалению, по данным на 2020 год базовыми навыками чтения и счета не владели около 617 миллионов молодых людей,773 миллиона взрослых. Большую часть неграмотного населения составляют женщины. К «проблемным» группам людей, также относятся и те, кто лишен возможности обучаться в образовательных учреждениях по многим причинам – проживание в отдаленных районах, нахождение на территории во время военного конфликта, инвалидность или плохое состояние здоровья, семейные обстоятельства, принадлежность к национальным меньшинствам, плохое экономическое положение, общественный уклад, не позволяющий учиться некоторым категориям людей и другие.

Однако, без грамотности человеческое сообщество не сможет достичь положительных результатов по ликвидации нищеты и голода; обеспечению здорового образа жизни и гендерного равенства, рационального использования водных ресурсов и санитарии, доступа к современным источникам энергии, полной и производительной занятости и достойной работе; сохранению и рациональному использованию природных богатств и другим направлениям.

Особенный момент – грамотность и образование для взрослых. Взрослые люди с низким уровнем грамотности и образования естественным образом становятся не конкурентоспособными во всех сферах жизни: экономической, политической, культурной, а с ними и члены их семей. Поэтому столь важна работа в направлении образования для всех, в независимости от возраста, которая ведется уже многие годы на мировом уровне. ЮНЕСКО регулярно, раз в 12 лет, проводит Международные конференции, посвященные образованию взрослых, начиная с 1949 года. Сегодня, в 2022 году состоялась седьмая конференция в Марракеш (Королевство Марокко). В работе Маракешской конференции принимали участие представители тех организаций Узбекистана, которые формируют и продвигают политику в области образования, в том числе обучения и образования взрослых.

В стремительно изменяющемся мире, стало сложнее быть успешным и востребованным только с одним образованием, полученном раз и на всю жизнь. И задачей государства становится обеспечение условий и процессов для обучения, которые имеют привлекательный характер и учитывают потребности взрослых, у которых не всегда есть возможность выделения времени или финансов для получения новой профессии или обновления своих знаний в общепринятой формальной системе образования.

В Законе Республики Узбекистан «Об образовании» от 23 сентября 2020 г. № ЗРУ-637 закреплено следующее:

– Статья 19. Обучение и образование взрослых являются центральными компонентами обучения на протяжении всей жизни, которые включают все формы образования и обучения, направленные на обеспечение участия взрослых в жизни общества и трудовой деятельности, а также охватывают всю совокупность процессов формального, неформального и информального образования.

Во всем мире большую работу в сфере неформального образования проводят неправительственные организации, занимающиеся образованием и развитием. Узбекистан не исключение в этом вопросе. Так, благодаря поддержке со стороны Института по Международному Сотрудничеству Немецкой Ассоциации Народных Университетов (dvvinternational) в Узбекистане, в 2019 году Научно-исследовательский институт «Махалла ва оила» провел исследование «Обучение и образование взрослых в Узбекистане: актуальное состояние и перспективы развития». По итогам данного исследования был подготовлен отчет, результаты которого показали, что существует высокая потребность в обучении – среди молодежи 24−33 лет нехватку знаний и навыков ощущают 70,8%, в возрасте 34−43 лет – почти 60 %, в возрасте 44–60 лет – около 39 %, но при этом у населения мало информации о имеющихся возможностях для образования посредстом НОУ (негосударственных образовательных учреждений), так: 50% респондентов знают о негосударственных образовательных учреждениях и лишь 38% хотели бы обучаться в подобных программах. Отсутствие интереса к неформальному образованию объясняется тем, что обладание дипломом государственного образца, гарантирует устройство на работу или продвижение по службе, а результаты неформального обучения не имеют официального признания. Также существует нехватка в квалифицированных педагогических кадрах для такой, можно сказать специфической сфере, как обучение взрослых.

Одними из тех, кто занимается их подготовкой в Узбекистане, являются негосударственные образовательные организации – Ассоциация преподавателей английского языка Узбекистана и «Махорат и Менеджмент», которые обеспечивают качество образования и внедряют международные стандарты в образовательный процесс с использованием информационных технологий, совершенствование учебных программ и материалов на основе широкого применения современных педагогических технологий и методов обучения. Организации активно сотрудничают национальными государственными и негосударственными образовательными учреждениями и реализует краткосрочные и долгосрочные образовательные проекты совместно друг с другом и зарубежными партнерами (Европейский фонд образования, экспертная организация Германии SES, посольство США в Узбекистане, Университет Весбстера в Ташкенте и др.).

Высокий уровень развития образования взрослых существует в Германии, Финляндии, Дании, Южной Корее, Сингапуре. В этих странах, для стимулирования и поддержки людей в получении дополнительного образования действуют различные практики: ваучеры на обучение, создание возможности для посещения курсов в рабочее время, с сохранением полного заработка и рабочего места за человеком, выделение финансовых средств возрастным сотрудникам на переобучение, получение образования через специальную систему МООК – массовые открытые онлайн-курсы т.д.

Еще одним аспектом образования взрослых является информальное образование, которое человек получает с момента рождения и на протяжении всей жизни. В любой своей деятельности – общении с окружающими, игре, наблюдении за действиями других, чтении книг, приготовлении пищи, уходе за домашними животными человек приобретает навыки, которые, при соответствующих усилиях и практике, могут перерасти в квалификацию. Например, кто-то умеет хорошо готовить и украшать блюдо; разбирается в ремонте бытовой техники; пишет статьи и рассказы, и т.д., но без документального подтверждения качества и соответственного уровня имеющихся навыков, они не могут устроится на официальную работу по этим направлениям.

И здесь на первый план выходит потребность в механизмах оценки и признания результатов неформального и информального обучения, так как решение этого вопроса приведет к повышению занятости трудоспособного населения и как результата увеличение производительности, уровня и качества жизни, снижения нагрузки на социальную сферу. Не столь важен путь, каким человек приобрел знания и умения, необходимые для эффективной деятельности, важно, чтобы они у него были.

Признание обучения вне формальных учреждений образования имеет много разновидностей: собеседования, экзамены, тесты, наблюдения за работой. Одна из форм признания результатов обучения это валидация – признание всей палитры компетенций и знаний независимо от времени и места их приобретения. Основная цель валидации неформального и информально обучения– дать возможность всем гражданам подтвердить свои знания, навыки и умения, которые они приобрели вследствие обучения, работы, определенных видов деятельности и собственных усилий.

Но в процессе признания любым из них, важнейшую роль играет оценка. Оценка становится единственным способом обеспечения качества, поскольку сам процесс обучения, с трудом поддается контролю. В зависимости от уровня формализации в процессе признания оценка может варьироваться от простой фиксации способностей кандидата до полной сертификации. Кроме того, необходим тщательный контроль по соблюдению самих процедур оценки, возможно, путем периодического выборочного контроля. Открытость и доступность всего процесса валидации является одним из важнейших условий в достижении ее цели – широкого признания ее значимости в решении таких всеобъемлющих задач, как обучение в течение всей жизни, трудоустройство и социальная интеграция.

Хочется обратить внимание, что право на образование на протяжении всей жизни является не только правом, но и необходимостью современного мира. Обеспечение же качественного непрерывного обучения и признание результатов альтернативного образования являются ответственностью государства по отношению как к отдельному гражданину, так и к обществу в целом.

Сафарова Н.

Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Важное коммюнике от Конфедерации работодателей Узбекистана

При активной поддержке Международной организации труда и сотрудничестве ассоциации «Узтекстильпром» в Узбекистане состоялась III Международная конференция Конфедерации работодателей Узбекистана...

Больше похожих статей