В рамках конституционной реформы предлагается закрепить проведение земельной реформы. Это тот шаг, который многие уже давно ждали от государства.
Для чего нам это необходимо и какие перспективы создаст рассуждает эксперт-экономист Дарья Ильина. (https://t.me/olimlar_minbari/1481)
В действующей Конституции в статье 55 определено, что “Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир и другие природные ресурсы являются общенациональным богатством». Таким образом, государство является распорядителем общенациональной собственности, в том числе и земельной.
Однако, настоящие реалии развития экономики требуют проведения множества реформ. Отсутствие частной собственности на землю в полном объеме на протяжении многих лет в Узбекистане приводило к недостаточной сформированности слоя реальных собственников, отсутствию признания земли как реального товара, снижению доверия иностранных инвесторов в национальную экономику.
Другими словами, земля – по факту это очень дорогой ресурс, но официально никакой ценности не имела. Предприниматель не мог ни закладывать свою землю, ни использовать ее в качестве товара в своем бизнесе. Такая система привела к усилению «черного» земельного рынка и росту незаконной продажи земли.
В Узбекистане уже было несколько попыток провести масштабную приватизацию земли. Например, в 1994 и 2006 годах. Однако, несовершенство механизма приватизации и наличие массы разночтений между действующими законодательными нормами не позволили полноценно реализовать планируемую реформу.
Таким образом, в первую очередь для эффективной реализации реформы необходимо внести изменения в действующее законодательство и начинать необходимо именно с основополагающего документа — Конституции.
В рамках осуществляемой Конституционной реформы предлагается закрепить в статье 55, что «Земля может находиться также в частной собственности на условиях и в порядке, предусмотренных законом».
Принятие поправок в Конституцию, можно сказать, послужит спусковым крючком для того, чтобы в этот раз земельная реформа была осуществлена полномасштабно и эффективно.
Земельная реформа, в свою очередь, это мощный драйвер для масштабных изменений в экономике, который окажет влияние как на развитие многих отраслей экономики в отдельности, так и на обеспечение макроэкономической стабильности в целом.
Например, введение права собственности на землю позволит облегчить получение кредитов как для населения, так и для предпринимателей. Наличие залога (земли, находящейся в частной собственности) позволит уменьшить риски невозврата кредитов для банков, а, следовательно, банки смогут сократить процентные ставки с учетом гарантированной возвратности.
Частная собственность на землю также будет способствовать искоренению теневой экономики и борьбе с коррупцией. Так как, у предпринимателей появится возможность приобретать землю напрямую у государства через открытые аукционы и пропадет необходимость искать обходные пути для ее получения. При этом полученная прибыль за реализацию земельного участка будет направлена в государственный бюджет, а не осядет в карманах у коррумпированных чиновников.
Любое право собственности предполагает также развитие защиты прав на нее. Усиление прав на земельную собственность увеличит число желающих инвестировать в экономику, что в конечном итоге позволит создать много новых производств и увеличит число рабочих мест.
Позитивные эффекты от закрепления прав частной собственности на землю неоспоримы. Однако, при этом надо не забывать, что принятие Новой Конституции – это только старт масштабного реформирования и для реализации земельной реформы нам потребуется дальнейшее внесение изменений в законодательство (в частности, в Земельный и Гражданский Кодекс, Закон «Об охране природы») и совершенствование механизма приватизации земель.