ИКТ открывают новые возможности для создания рабочих мест, которые могут помочь решить проблему глобальной безработицы. Например, развитие индустрии приложений для мобильных телефонов создало новые возможности для малых и средних предприятий (МСП) в развитых и быстроразвивающихся странах.
Институт прогнозирования и макроэкономических исследований (ИПМИ) оценил вклад от развития интернета и мобильной связи на сокращение безработицы в Узбекистане. По результатам анализа, были получены следующие результаты:
- Увеличение протяженности волоконно-оптического интернета на 100 км способствует снижению безработицы на 0,04 п.п.
- Рост числа пользователей интернета на 1 п.п. сократит безработицу на 0,02 п.п.
- Строительство 100 новых базовых станций сотовой связи позволяет уменьшить уровень безработицы на 0,05 п.п.
Согласно результатам исследования[1], проведенного под руководством Гарвардской школы бизнеса, «Экономическое влияние Интернета, создающего рынок рекламы, контента, торговли и инноваций: Вклад в занятость и ВВП США», выявлено, что:
- В 2020 году более 17 миллионов рабочих мест в США было создано коммерческим Интернетом, что на 7 миллионов больше, чем в 2016 году.
- Небольшие фирмы и индивидуальные предприниматели создают в Интернете больше рабочих мест, чем крупнейшие интернет-компании – 38% против 34%.
McKinsey[2] отмечает, что под влиянием развития цифровизации часть рабочих мест теряет свою значимость и актуальность, что приводит к их постепенному замещению новыми профессиями. Тем не менее, взамен интернет-пространство создаёт гораздо больше новых профессий и рабочих мест. К примеру, во Франции за последние 15 лет в результате развития интернета и электронной коммерции не востребованными стали 500 000 рабочих мест, при этом было создано 1,2 миллиона новых вакансий. Тем самым, коэффициент увеличения составляет 2,4, т.е. взамен одного не актуального рабочего места создается 2,4 новых.
Существует также другой канал влияния развития ИКТ на сокращение безработицы. Так, на современном этапе развития экономики проблемы занятости можно решить через новую, прогрессивную форму занятости – дистанционную работу или фриланс[3].
Фриланс даёт возможность не только сформировать собственный карьерный рост, повысить личный уровень дохода, но и решить проблему занятости в государственном масштабе, увеличив таким образом количество работающих без особых затрат на создание рабочих мест, так как население «самозанято».
Многие виды работ сегодня выполняются удаленно с помощью онлайн-платформ для фрилансеров. Опираясь на данные iLabour, доклад МОТ показывает, что наибольшая доля онлайн-занятий в мире приходится на категорию разработки программного обеспечения и технологические работы[4]. Доля этой категории во всех онлайн-фриланс-работах увеличилась с 39% в 2018 году до 45% в 2020 году.
В Узбекистане численность занятых в секторе ИКТ неуклонно растет. Если в 2015 году в сфере работало 33,4 тыс человек, то к 2021 году данный показатель вырос на 161% и составил 53,8 тыс человек. При этом средняя номинальная заработная плата в секторе ИКТ в 2021 году составила 5,6 млн сумов (средняя заработная плата по стране в 2021 году составила 3,2 млн сумов).
На сегодняшний день в Узбекистане функционируют ряд цифровых фриланс-платформ. Среди них Info shop[5], UzFreelance[6], Giglancer[7], 2Work[8], и другие. По данным Государственного налогового комитета Республики Узбекистан, в 2020 году количество зарегистрированных самозанятых составляло 547,6 тысячи человек, а в 2021 году – 1,2 млн[9].
Более того, в Узбекистане функционируют онлайн образовательные платформы, которые обучают молодёжь современным и востребованным цифровым профессиям. По данным онлайн платформы Upward, на международном рынке труда наиболее востребованными цифровыми профессиями являются специалисты по вводу и анализу данных, видеоредакторы, разработчики, писатели контента.
Для анализа влияния развития интернета и мобильной связи на уровень безработицы в Узбекистане были построены эконометрические модели на основе статистических данных Государственного Комитета по статистике Республики Узбекистан в разрезе регионов (12 областей, Республика Каракалпакстан и город Ташкент) за период 2015 – 2020 годы (84 наблюдения)
Для построения эконометрических моделей использовались методы анализа панельных данных с учетом робастных ошибок и кластеризации по регионам[10] (LSDV), а также с робастными ошибками Дрискролла-Крея[11] (DKSE). Эти модели являются наиболее эффективными в условиях присутствия перекрестной (региональной) и временной зависимостей. Другими словами, данные модели позволяют получить наиболее точные результаты при наличии взаимосвязи переменных от региона к региону и от предыдущих значений (влияние результатов прошлых лет на настоящее).
По результатам эконометрических моделей было выявлено, что протяженность волоконно-оптического интернета и количество пользователей интернета значимы на 1% уровне значимости, а строительство новых базовых станций сотовой связи – на 10% уровне значимости[12].
Таким образом наибольшее влияние на снижение уровня безработицы оказывает строительство новых базовых станций сотовой связи – 100 новых базовых станций снизят безработицу на 0,05 п.п. В свою очередь, уменьшению безработицы на 0,04 п.п. будет способствовать увеличение протяженности волоконно-оптического интернета на 100 км. Рассматривая влияния роста числа пользователей интернета на уровень безработицы можно отметить, что рост данного фактора на 1 п.п. сократит безработицу на 0,02 п.п.
Низкий эффект от развития ИКТ на сокращение безработицы в Узбекистане объясняется тем, что на сегодняшний день процессы цифровизации во всех отраслях экономики и жизни населения только начинают приобретать все большую значимость. Последующее развитие ИКТ и цифровых профессий, услуг и возможностей увеличит эффект на сокращение безработицы.
Подводя итоги можно отметить, что информационно-коммуникационные технологии оказывают положительное влияние на сокращение безработицы в Узбекистане. Особенно выделяется фактор высокоскоростного интернета, который позволяет обрабатывать большое количество данных. Также, рост числа пользователей интернета помогает сократить безработицу посредством двух каналов: людям легче мониторить вакансии и найти подходящую работу посредством онлайн платформ или работать непосредственно в онлайн-площадках.
Второе направление является более перспективным, так как на сегодняшний день на международном рынке труда стабильно растёт спрос на цифровые профессии, практически все виды деятельности переживают автоматизацию. Для Узбекистана трудоустройство посредством интернета является перспективным ресурсом экономического развития, так как экспорт цифровых услуг сводит на нет ограничения, связанные с доставкой товаров при традиционном экспорте. Таким образом, занятость в среде Интернет может поднять доходы населения, а, следовательно, улучшить их потребление, доступ к медицинским услугам, качество отдыха, образования и т.д.
[1] https://www.iab.com/news/study-finds-internet-economy-grew-seven-times-faster/#:~:text=More%20than%2017%20million%20jobs,companies%2C%20which%20generated%2034%20percent.
[2] https://economictimes.indiatimes.com/tech/internet/internet-creates-2-4-jobs-for-every-job-it-destroys-mckinsey/articleshow/8586070.cms
[3] https://ifmr.uz/archives/news/freelance
[4] https://ilabour.oii.ox.ac.uk/ilo-report-2021/
[9] https://yuz.uz/ru/news/ya-frilanser
[10] S. H. Law, 2018: https://upmpress.com.my/product/applied-panel-data-analysis-short-panels/
[11] Driscoll-Kraay standard errors: http://fmwww.bc.edu/repec/bocode/x/xtscc_paper
[12] Чем ниже процент, тем более значимым считается эффект, оказываемый фактором.