back to top
7.7 C
Узбекистан
Пятница, 22 ноября, 2024

Земельные реформы: опыт Азербайджана и его значение для Узбекистана

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

Сегодня земельная реформа является одним из важнейших вопросов для Узбекистана. От этих реформ во многом зависит развитие как сельского хозяйства, так и всей экономики, а также обеспечение продовольственной безопасности страны.

Именно поэтому специалисты Института прогнозирования и макроэкономических исследований (ИПМИ) изучили проводимые в Азербайджане земельные реформы. И это не случайно. Узбекистан и Азербайджан обрели независимость почти одновременно. Условия развития, экономические и институциональные проблемы двух стран очень схожи. Кроме того, земельные реформы в Азербайджане начались сравнительно давно, и в этом отношении накоплен достаточный опыт. Именно этим опыт Азербайджана полезен для нас.

Итак, реформа земельных отношений в Азербайджане была проведена в несколько этапов. Главным из них был первый этап: 1996-2003 годы. За этот период была реализована масштабная программа приватизации государственных земель, принято более 50 нормативно- правовых актов, создана законодательная основа реформ. Главными целями данного этапа были изменение форм собственности на землю, обеспечение продовольственной безопасности и повышение уровня жизни населения.

Однако, процесс приватизации шел очень медленно. Передача государственных активов во многих случаях задерживалась, а в некоторых случаях переданные активы фактически оказались убыточными. В основном это было связано с тем, что региональные власти, опасаясь потери влияния, создавали искусственные препятствия и тормозили процесс реформ. Роль муниципалитетов была слабой. Первые избранные муниципалитеты начали функционировать только в январе 2000 года.

Распределение земель осуществлялось путем проведения жеребьевки. Такое подход во многом обеспечивал справедливое расределение во многих регионах.

Площадь приватизируемых участков зависела от земельных ресурсов села и могла варьироваться от 0,1-0,5 га до нескольких га в малоземельных районах. Одной из важных особенностей реформ было то, что земля безвозмездно передавалась в частные руки. Всем гражданам, независимо от места жительства, было предоставлено право пользования, аренды, покупки или продажи земли. Реализация программ осуществлялась на экспериментальной основе в различных районах страны.

В результате ликвидации старых форм хозяйствования были созданы три формы собственности на землю: государственная, муниципальная и частная.

Большая часть земель, включая посевные площади, была приватизирована. В результате собственниками земли стали более 3,5 млн. граждан. В 2004 году 98,1% семей, имеющих право на получение земельных участков, получили собственные земельные участки.

Производство сельскохозяйственной продукции начало стабильно расти с 1996 года. Рост в среднем составлял 8,4 процента в год и к концу периода восстановился до 75 процентов от уровня 1991 года.

Вместе с тем следует отметить ряд недостатков и упущенных возможностей этого периода реформ. К ним относятся слабое развитие отраслей, смежных с сельским хозяйством, ограниченность источников доходов у домохозяйств, вовлеченных в сельскохозяйственную деятельность. Все это тормозило рост спроса на потребительские и другие промышленные товары.

В 2004 году в Азербайджане начался второй этап земельной реформы. Основное внимание уделялось совершенствованию системы управления земельными ресурсами. С этой целью были созданы Госкомитет по управлению государственным имуществом, Земельная инспекция, широко привлекались к реализации государственных программ международные доноры. Кроме того, определены конкретные основания и критерии изъятия земельных участков для государственных нужд. Второй этап реформ стимулировал неравномерное, но интенсивное развитие земельного рынка страны.

На нынешнем этапе реформ продолжается процесс приватизации государственных земельных участков. Кроме того, ведется работа по государственной регистрации прав собственности на земельные участки, полученные физическими лицами на предыдущих этапах реформ.

Данные меры направлены на завершение работ по оформлению прав собственности, а также обеспечение регулярного субсидирования владельцев земель.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Таким я видел мир: памяти Евгения Олевского

22 ноября, в Международном  караван-сарае культуры Икуо Хираяма International Caravanserai of Culture of Ikuo Hirayama открывается выставка фотографий  «Таким...

Больше похожих статей