Эксперты Института прогнозирование и макроэкономических исследований (ИПМИ) проанализировали мировой опыт проведения земельных реформ. Также проведен анализ реформ, реализуемых в Узбекистане.
Среди азиатских стран наибольшего успеха в перераспределении сельскохозяйственных земель и формировании собственности на землю достигли Япония, Южная Корея и Китай. В период после Второй мировой войны в этих странах был реализован ряд программ перераспределения земли, в которые были вовлечены все сельские труженики. Фермерские семьи были обеспечены равным количеством земли для возделывания.
Существенную роль также сыграли дополнительные меры поддержки со стороны государства: создание инфраструктуры для поставки удобрений и семян; строительство оросительных систем; реализация программ аграрного образования и ряд других.
Как следствие, во всех этих странах резко увеличилась урожайность и возросли объемы производства сельхозпродукции. Была обеспечена занятость растущего населения, достигнута продовольственная безопасность. Кроме того, стал осуществляться экспорт продукции. Все это, в свою очередь, создало импульс для дальнейшей индустриализации этих стран.
В странах СНГ ключевой этап земельных реформ пришелся на период после 1990-х годов. Эти реформы были нацелены на переход от государственных и коллективных хозяйств к частной собственности на землю. Был принят ряд законодательных актов, направленных на реформирование земельных отношений.
В Узбекистане активные преобразования земельных отношений начались в период после 2017 года. С 2019 года введена частная собственность на землю (несельскохозяйственного назначения). Отменен ряд полномочий органов государственной власти на местах, касающихся земельных отношений. Большая работа проделана в части цифровизации в сфере земельных отношений, что обеспечивает бóльшую прозрачность.
В конце июня текущего года специальным законом утверждены процедуры изъятия земельных участков, конкретный перечень оснований, по которым производится изъятие, порядок компенсации, а также усложнен сам процесс изъятия. Это должно создать дополнительные гарантии прав владения земельными участками.
Для эффективной реализации успешно начатой масштабной земельной реформы необходимо:
— обеспечить качественное исполнение и мониторинг реализации всех принятых законодательных актов;
— усовершенствовать пакет нормативно-правовых актов в сфере проведения биржевых торгов и аукционов с учетом аспектов развития конкурентной среды в области земельных отношений;
— проработать на законодательном уровне права пользования землями прилегающих (придомовых) территорий многоквартирных жилых домов;
— обеспечивать привлечение общественности и широкое обсуждение проводимых преобразований.