В АИМК состоялся брифинг с участием заместителя начальника службы санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья Нурмат Отабеков.
Темой его выступления стали йододефицитные заболевания, то есть болезни, возникающие из-за дефицита йода, недостаточно поступающего в организм из окружающей среды. Они связаны в основном с нарушением функции щитовидной железы.
По словам Нурматова, в Узбекистане нет региона, где йод поступал бы с пищей в достаточном количестве, поэтому в рационе питания жителей нашей страны имеется йододефицит, и проблема его до сих пор не решена до конца.
Подобная ситуация наблюдается и в других странах мира, поэтому Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) считает, что это острая глобальная медико-социальная и демографическая проблема. Всего в мире имеется более 130 стран, жители которых находятся в группе риска по развитию йододефицита. Узбекистан в их числе.
Нурматов также привел данные института эндокринологии имени академика Торакулова, согласно которым во всех регионах нашей страны среднесуточное потребление йода существенно снизилось и сейчас составляет всего лишь 32-64 мкг. А минимально необходимое количество равняется 150-200 мкг.
В ВОЗ считают, что если спорадически возникающие формы эндемического зоба в стране станут меньше 5 процентов, то проблема ликвидирована. Но в Узбекистане до этого далеко.
Фактически, потребность в йоде составляет 50 мкг в день для младенцев, 90 мкг для детей от 1 до 6 лет, 120 мкг для детей от 7 до 10 лет и 150 мкг для подростков и взрослых.
В период беременности и лактации потребность в йоде возрастает до 200-300 мкг в сутки, так как организм матери делится йодом с плодом или грудным ребенком.
Даже в условиях умеренного снижения потребления йода в организме и снижения концентрации тиреоидных гормонов в крови возможно нарушение развития головного мозга ребенка, то есть тяжелые клинические заболевания, связанные с дефицитом йода, в частности, эндемические могут наблюдаться зоб и кретинизм, умственная отсталость, рост перинатальной и младенческой смертности.
Вообще, дефицит йода, по мнению ВОЗ, является самой частой причиной возникновения у детей умственной отсталости. А в регионах, где наблюдается дефицит йода, неизбежно снижение интеллектуального потенциала всего населения.
В мире общепринятой практикой для ликвидации йододефицита является йодирование поваренной соли. 96 стран мира закрепили йодирование соли законодательно.
В этой связи Узбекистану предстоит принять эффективные правовые нормы и организовать производство, реализацию и потребление йодированной поваренной соли, а также обеспечить население только йодированной солью, сформировать у граждан страны ответственное отношение к своему здоровью, что в итоге приведет и к ускорению социально-экономического развития, и поможет повысить благосостояние жителей Узбекистана.
Некоторые законы приняты – например, в 2007 году это был закон «О профилактике йододефицитных заболеваний». Также в январе текущего года было принято постановление президента «О мерах по совершенствованию и расширению объема работы эндокринологической службы».
Но в республике действует 102 предприятия, выпускающих поваренную соль. Их проверили компетентные органы, и выяснилось, что ряд предприятий недостаточно или вовсе не йодируют поваренную соль. Деятельность таких предприятий прекращена.
В частности, речь идет о продукции таких фирм, как: SAMARA SALT GROUP, «Маргилон Элит Туз», «Покиза Туз Савдо», «Чорбог Баракали Туз», «Улугбек Жовлиев», «Эмин Ага», «Муштарибону Нилуфар Файз, «Актош Хуршид Файз», «Чарбог’Шеработ соль» и др.
В общей сложности на переработку вернули порядка 70 тонн соли без йода.
А как сертификация??? Где были контролирующие органы… почему они просыпаются только после пинка…
И вообще непонятно: надо соли больше есть что-ли… а ведь это БЕЛЫЙ ЯД… и врачи наоборот твердят, что нужно снижать потребление соли…
Так кушать соль или не кушать? Сколько можно минимально потреблять соль, чтобы не получить йододефицит?