На днях был опубликован проект Конституционного Закона “О внесении изменений и дополнений Конституцию Республики Узбекистан” для общенародного обсуждения. Поправки направлены на конкретизацию прав и свобод личности на передвижение и проживание, усилению гарантий прав личности, а также недопущение ограничения этих прав под различными предлогами. Об этом говорится в статье 28 Конституции.
Право на свободу – это право всех людей на свободу своей личности – свободу передвижения и свободу выбора места жительства. В новом законопроекте большая часть предлагаемых изменений касаются этого направления, включая свободу передвижения и выбора места проживания.
У некоторых пользователей могут возникнуть вопросы. В частности, отмечается, что в статье 28 Конституции определено право граждан на свободное передвижение на территории республики, а также право въезда в страну и выезда из нее. Тогда в чем необходимость внесения изменений в эти статьи и польза от них для населения?
Необходимо отметить, что предлагаемые поправки в первую очередь, направлены на конкретизацию прав и свобод личности на передвижение и проживание, усилению конституционных гарантий прав личности, а также недопущению ограничения этих прав под различными предлогами. Например, статья 28 действующей Конституции звучит так:
“Гражданин Республики Узбекистан имеет право на свободное передвижение по территории республики, въезд в Республику Узбекистан и выезд из нее, за исключением ограничений, установленных законом”.
Если поправки примут и внесут, то она станет выглядеть следующим образом:
“Каждое лицо, которое на законных основаниях находится на территории Республики Узбекистан, имеет право на свободное передвижение по территории республики, выбирать место пребывания и жительства, за исключением ограничений, установленных законом.
Каждый имеет право выезжать за пределы республики. Граждане Республики Узбекистан имеют право беспрепятственного возвращения в Узбекистан”.
Как можно заметить, в предлагаемой редакции имеющиеся нормы конкретизованы, в частности, закреплены права свободного предвижения, свободного выбора места жительства и на выезд за пределы республики не только граждан, а каждого, кто на территории нашей страны находится на законных основаниях.
Предлагаемые поправки включают их дополнение правом на свободный выбор места жительства и проживания.
Свобода выбора места жительства и проживания является фундаментальным правом личности согласно общепризнанным международным стандартам.
Статья 13 Всеобщей декларации прав человека гласит, что каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства, покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну. Свобода выбора местожительства указана в статье 12 Международного пакта о гражданских и политических правах. При этом в этом пакте указано, что эта свобода не может быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в пакте другими правами. Поэтому вносимая поправка служит полной имплементации международных стандартов в Основной закон страны.
Рассматриваемая конституционная гарантия будет обязывать государство охранять эти права, не допускать необоснованного и неправомерного ограничения этих свобод. В целом, именно свобода передвижения и проживания служит фундаментом соблюдения принципа приоритетности прав личности.
Поправка также служит фундаментом для искоренения проблем, связанных с привязкой прав личности с местом регистрации. Одним из ярких примеров является проблема со столичной пропиской. Ни для кого не секрет, что вопрос прописки являлась одной из болезненных тем. Вроде все живут в одной стране, имеют одинаковый паспорт, но столица «принимала» не всех.
Для предупреждения риска возникновения подобного рода проблем и важно отдельно закрепить право на свободу выбора местожительства и проживания.
Гарантия свободы передвижения и проживания активизирует внутреннюю миграцию, что способствует эффективному распределению рабочей силы по регионам. То есть, работник будет переезжать в те регионы, где есть рабочая сила, в результате чего сбалансируется уровень безработицы. В любом случае, свобода выбора места жительства или проживания способствует эффективному движению рабочей силы, что полезно как для работодателей, так и работников. Также это будет стимулом для развития регионов страны.
Хужаев Шохжахон Акмалжон угли
Доктор философии по юридическим наукам (PhD),
заведующий кафедрой Ташкентского государственного юридического университета