Домой Общество Незаконные сносы: а где гарантии неприкосновенности частной собственности?

Незаконные сносы: а где гарантии неприкосновенности частной собственности?

3
Незаконные сносы: а где гарантии неприкосновенности частной собственности?

Входе своего выступления на встрече с членами Конституционной комиссии Президент страны высказал предложение внесении поправки в Конституцию о том, что неприкосновенность имущественных прав граждан должна быть гарантирована Конституцией, в частности без постановления суда никто не должен лишаться недвижимости. Если здание подлежит сносу, для этого необходима уплата компенсации исходя из стоимости здания.

В последнее время в стране участились случаи сносов зданий и сооружений граждан. В этой связи возникла необходимость закрепления данной нормы в Конституции Республики Узбекистан. Отсутствие системного подхода в вопросах сноса зданий и сооружений предпринимателей, а также выплаты компенсации, массовых сносов жилых и нежилых объектов, часто с нарушением законодательства, стали одной из главных проблем последних лет.

После ряда конфликтных ситуаций, трагических инцидентов и протестов, а также после критики президента, хокимы Ферганской, Кашкадарьинской и Хорезмской областей принесли публичные извинения жителям снесенных домов и всему народу Узбекистана.

Снос зданий нередко приводит к недовольству населения и бизнеса. В одном из последних случаев 20 июля 2019 года предприниматель поджёг заместителя хокима Яккабагского района Кашкадарьинской области, пытаясь защитить двухэтажный магазин.

Как показывает неутешительная статистика только за 2021 год в связи со сносом зданий и сооружений хокимияты задолжали предпринимателям 123 млрд. сумов. По данным Генеральной прокуратуры владельцы снесённого имущества получили лишь 45% компенсации в 2020 году. Больше всего незаконных решений о сносах было принято в Андижанской области, а по количеству невыплаченной компенсации лидирует Ташкент.

По данным Министерства юстиции Республики Узбекистан в последнее время задолженность властей за снесенную недвижимость составляет почти 300 млрд. сумов из общей суммы компенсаций в более 600 млрд. сумов.

Кроме этого Главой государства были подписаны нормативные акты, касающиеся безусловного обеспечения гарантий имущественных прав граждан и субъектов предпринимательства по изъятию земельных участков и сносу объектов недвижимости граждан и субъектов предпринимательства проводимых в три этапа.

На первом этапе пакет материалов по территориям, где запланированы сносы, вносится хокимами в Кабинет Министров. Затем в правительстве готовится заключение — согласно градостроительным требованиям и финансовым расчетам. После заключение вносится премьер-министру для рассмотрения и принятия решения.

Документом утверждается состав Республиканской координационной рабочей группы и территориальных рабочих групп по инвентаризации размера ущерба, причиненного гражданам и субъектам предпринимательства в ходе изъятия земельных участков. Рабочей группе поручается:

  • проведение инвентаризации ущерба, причиненного гражданам и субъектам предпринимательства, с выездом на места, определение их реального и справедливого размера, согласно рыночной стоимости;
  • установление конкретных источников возмещения вреда. Если вред причинен в результате неправомерного решения должностного лица — взыскание с этих должностных лиц в порядке регресса;
  • разработка конкретных предложений по принятию мер ответственности к виновным должностным лицам и дальнейшему совершенствованию норм законодательства.

Кроме того, в течение месяца правительством должно приняться решение, предусматривающее:

  • реализацию государственных программ, крупных инвестиционных и других проектов с учетом мнения большинства населения региона;
  • выбор земельных участков для изъятия, занятых, в первую очередь, объектами ветхого и аварийного жилищного фонда, в том числе неиспользуемыми, с публичными обсуждениями с собственниками расположенных на них объектов недвижимости;
  • получение согласия собственников жилых и нежилых объектов недвижимости, расположенных на данной территории, и заключение письменного соглашения о возмещении причиненных убытков, для принятия хокимами решения об изъятии земельных участков.

Считаю, что озвученное главой государства данное решение является очень рациональным и справедливым по вопросу, который затрагивает многих наших сограждан. Это тяжелая утрата быть лишенным крова для себя и своей семьи. Ни для кого не секрет, что в любом демократическом государстве нельзя лишать имущества без какого либо судебного решения.

Даже если имущество будет изъято для общественных нужд то должна быть выплачена компенсация в полном размере.

Вопрос закрепления в Конституции таких правил является большим политическим шагом по пути обеспечения неприкосновенности частной собственности и защиты прав собственника.

Светлана Михайловна СЕЛИМАНОВА, профессор, доктор юридических наук

3 КОММЕНТАРИИ

  1. В головах — одно, на словах — другое, на бумаге — третье! И чем дальше, тем более всё это рознится!!!

  2. Читая все эти статьи и размышления о предстоящем внесения изменений в Конституцию Республики Узбекистан я невольно задумываюсь о целесообразности!
    В стране, где вновь созданная — 12.07.2018 г. частная строительная компания ООО ʺB-B STROYʺ, с уставным фондом на 28.05.2019г. — 7 миллионов сум, диктует Судебной коллегия Верховного Суда РУз, по гражданским делам состоящей на 01.02.2022 г из 20 судей, только по 3 делам — 9 судьям т.е. почти 50% судейского состава!
    См. -https://www.facebook.com/groups/328799110874813/permalink/1343652466056134/, рассматривают не подведомственные судам в рамках гражданского судебного разбирательства, споры «о принудительном изъятии и прекращении права частной собственности» между собственниками жилья и частной строительной компанией ООО ʺB-B Stroyʺ», и выносят определения, не основанное ни на одном законодательном акте, т.е. противозаконные, об удовлетворении этих требований ООО ʺB-B STROYʺ!
    Фактически, на основании только одного решения хокима г. Ташкента №225 от 12.02.2019г., «о резервировании Земельного участка», при этом не указав никаких норм материального права и требований процессуального закона что можно считать, как незаконные!
    Решение хокима, видимо для коллегии ВС РУз имеет БОЛЕЕ ВЫСОКУЮ ЮРИДИЧЕСКУЮ СИЛУ, чем Конституция, Законы, Указы, Постановления, Решения Президента, разъяснения Пленума ВС РУз, другие НПА РУз, согласно которых рассмотрение споров между собственником жилья и частным застройщиком не подведомственны судам!
    См.- https://housing-uz.info/ru/819/:
    — По делу Мавжуды Маматкасымовой и членам ее семьи: Суд первой инстанций — Судья Дададжанова, вынес решение о принудительном выселение в помещение, выбранное застройщиком ООО «BB-STROY». Суды второй инстанций и Верховный в составе: Исламов Бобир Норбобоевич, Рахманов Новруз Бабакулович, Тангабоев Баҳром Абдувалиевич, оставили его в силе. Несмотря на то, что ее дело находилось на рассмотрении в Верховном суде, судебные приставы – МИБ, в марте 2021 года пришли выселять ее в очень грубой форме: выломали двери и окна, и начали вытаскивать вещи, чтобы отвезти их в квартиру, выбранную застройщиком. Никакой описи составлено не было. Через неделю после выселения у неё резко обострились хронические заболевания, и в клинике она умерла.
    — По делу Хасановой Мадины, две судебные инстанции отказали по заявлению ООО «ВВ-Stroy» в иске о принудительном выселении. Однако Верховный суд в составе Расулов Жахонгир Акрамович, Касимов Абдувохид Абдукадырович, Рабиева Мухаббат Миржалиловна, направил дело на повторное рассмотрение для установления стоимости имущества.
    Осенью 2021 г. Гражданский суд г. Ташкента постановил — выселить её семью в квартиру, выбранную ООО «ВВ-Stroy»!
    25.01.2022г. Верховный суд в составе Исраилова Дилбар Келдиёровна, Икромов Азамат Шодмонович, Назаров Отабек Ҳасанович постановили оставить это определение в силе.
    — по делу Мешалкиной З.Ф. по иску ООО «ВВ- Stroy» о выселении, суд первой инстанции его отклонили, суд второй инстанции оставил его без изменения.
    Однако Верховный суд в составе: Касимов Абдувохид Абдукадырович, Рабиева Мухаббат Миржалиловна, Расулов Жахонгир Акрамович, отменил решения судов первой и второй инстанций и постановили — предоставив компенсацию, которую посчитает разумной ООО «ВВ-Stroy»!
    Принудительно выселить ее из единственной частной собственности!
    Кроме того, даже не смотря на то, что согласно этого, юридически безграмотно составленного и вынесенного 28.04.2021г, с грубейшим нарушением НПА, определения Судебной коллегии ВС РУз, ВЗЫСКАТЕЛЕМ является — Мешалкина З.Ф., в пользу и в интересах которой, указана выплата денежной компенсации в сумме, объёме и на условиях ООО «BB-STROY», судебная коллегия ВС по гражданским делам РУз, в нарушение — ч.1, 4. Ст. 82. ЗРУ № 258-II от 29.08.2001 г. «Об исполнении судебных актов и актов иных органов», абз. б) п.7. УП-6118, от 24.11.2020 г., «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы исполнения судебных актов и актов иных органов», Статей 446-448. ГПК. 334-336. ЭПК, ПП ВС РУз. и Пленума ВХС РУз. № 06/196 от 10.04.2009г. и других НПА РУз, согласно которых «Исполнительный лист — основной документ, удостоверяющий право взыскателя, на исполнение судебного акта, выдаётся судом, принявшим судебный акт в течение ПЯТИ ДНЕЙ после вступления судебного акта в законную силу»! до настоящего времени не предоставила — Мешалкиной З.Ф.
    Исполнительный лист направили, не имея для этого никаких юридических оснований, непосредственно в органы МИБ! 25.05.2021г. МИБ М.-Улугбекского района взыскал с ООО «Б-Б Строй», указанные денежные средства на свой депозитный счёт, а 26.05.2021 г. МИБ Юнусобадского района, первый раз (всего 5 раз) заблокировал счета моего представителя, и не снимал блокировку до 27.08.2021г. т.е. до тех пор, пока 18.08.2021г.
    В отсутствие собственника, без предоставления своевременного уведомления о выселении, судебные приставы – МИБ, М.-Улугбекского, района, ООО «Б-Б Строй», ГОВД (РОВД), МЧС, Махалинского комитета, другие неустановленные личности, вторглись на территорию её частной собственности, единственной 3-х компактной квартиры, выломав все что только возможно, двери, окна, вытащили и вывезли все вещи, в неизвестном направлении, а её выселили без выплаты компенсации и предоставления другого альтернативного жилья т.е. выгнали на улицу, и теперь она фактически — БОМЖ! Однако Председатель Верховного суда РУз, в нарушение Конституции и ЗРУ «О суде», не видит всех этих нарушений и этого безобразия со стороны Судебной Коллегии ВС РУз!
    Председатель Высшего судейского совета, не смотря на действие ст. 6 ЗРУ «О высшем судейском совете РУз», и ст.3 ЗРУз «О противодействии коррупции». Не желает рассматривать направляемые в его адрес обращения, о Коррупционных нарушениях Судебной коллегии по гражданским делам ВС, и в нарушение Статей 3, 25, 27, 31. ЗРУ-445 от 11.09.2017 г., «Об обращениях физических и юридических лиц» пересылает эти обращения в Верховный суд РУз!
    Сотрудники Прокуратуры, в том числе Генеральной, несмотря на действие статей 118 – 121 Гл. ХХIV. Конституции РУз, ЗРУ 257-II, от 29.08.2001г., «О ПРОКУРАТУРЕ», Р-5491 от 03.08.2019 г. «О дополнительных мерах по безусловному обеспечению гарантирования права собственности граждан», ПП-138 от 21.02.2022 г. «О мерах по повышению эффективности государственного контроля за использованием земельных участков», РКС-10 от 02.07.2021г. подтверждающего: «ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ КУПЛЯ — ПРОДАЖА частной собственности в законодательстве РУз НЕ ПРЕДУСМОТРЕНА!» так же в упор не видят никаких нарушений со стороны коллегии ВС РУз, Что Говорит О БЕЗГРАМОТНОСТИ, ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ и КОРРУМПИРОВАННОСТИ как СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ, так и органов прокуратуры РУз! А это уже статьи 192-1, 205, 206 и 231 УК РУз, согласно которым судьи ВС и сотрудники прокуратуры, согласно ст.18 Конституции РУз, должны быть привлечены к ответственности!
    Направляя в Генеральную прокуратуру РУз и Следственного департамента МВД, Заявления «О проведении предварительном расследовании по всем выше перечисленным фактам» и возбуждения уголовного дела совершенного сотрудниками МИБ, как М.-Улугбекского, так и Юнусобадского районов, ООО «Б-Б Строй», ГОВД (РОВД), МЧС, Махалинского комитета, другими неустановленными личностями», эти заявления в нарушение Закона, спускаются для изучения в управление координации деятельности ОВД М.-Улугбекского района и прокуратуру М.-Улугбекского района!
    Секретариат по правам человека Олий Мажлиса РУз, согласно ЗРУ № 669 – II от 27.08.2004г., «Об Уполномоченном Олий Мажлиса РУз, по правам человека (омбудсмане)» (новая редакция), Совместном постановлении Кенгашей Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса РУз. № 875-I. от 30.09.2008 г. «О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕКРЕТАРИАТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ОЛИЙ МАЖЛИСА РУЗ, ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА (ОМБУДСМАНА)», УП-6312. от 10.09.2021 г. «О мерах по совершенствованию деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса РУз, по правам человека (омбудсмана)». ОБЯЗАННЫЙ, обеспечивать безусловное, своевременное и правильное исполнение Законов РУз, контроля и принятия к нарушителям соответствующих мер!
    А так же Сотрудники «Сектора по обеспечению исполнительной Дисциплины, Администрации Президента РУз» и «Управления по контролю за исполнением актов и поручений Президента, Министерства юстиции РУз», которые согласно ПП-2881 от 11.04.2017г. «об укреплении исполнительской дисциплины», УП-5795, от 29.08.2019 г. «О мерах по повышению эффективности деятельности Администрации Президента РУз», УП-6166 от 10.02.2021г. «О дополнительных мерах по усилению персональной ответственности руководителей органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах за эффективную организацию исполнения актов законодательства».
    Должны и обязаны контролировать безусловное, своевременное и правильное исполнение актов законодательства, решений и поручений Президента РУз, не обращают никакого внимания на все указанные нарушения!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь